Гармония разума и чувства
К ней должны стремиться современные журналисты. К такому выводу пришли участники круглого стола «Эмоции и рациональность в информационном пространстве России и Германии», прошедшего в рамках Недели Германии на факультете журналистики СПбГУ.
Эмоции всегда использовались как инструмент в политических кампаниях. Но идеал публичного диалога основан на принципе разумного обсуждения проблем рационально мыслящими гражданами, эмоции же – удел толпы и бульварных газет. Можно ли примирить идеал рациональности с эмоциональной природой человека, обсудили политики, журналисты и ученые Германии и России.
Обозреватель ИА «Росбалт», обладатель премии им. Питера Бёниша за освещение российско-немецких отношений (Россия), доцент СПбГУ Михаил Тюркин отметил, что СМИ становятся все более и более эмоциональными. Связывает он это со следующими причинами:
1. Развитие технологий и социальных сетей (люди перестали быть пассивными потребителями информации, стало возможным активное выражение своего мнения посредством социальных сетей и других платформ, СМИ подстраиваются под потребности своей аудитории и переходят в режим диалога, что добавляет эмоциональности подаче информации)
2. Развитие экономики (на разумных аргументах сложнее заработать, а эмоции легко продаются)
3. Развитие демократии (власти необходимо достучаться до широких масс, а сделать это легче всего посредством эмоций)
Михаил Тюркин: «Это очень опасно. Опасна не сама эмоциональность, а то, что эти эмоции негативные».
– Я постоянно мониторю и российские СМИ, и немецкие. Я бы сказал, что наша журналистика все-таки более эмоциональная, особенно в последнее время, и особенно телевидение, – отметил Михаил Тюркин. – Прослеживается тенденция создавать яркие, порой даже шокирующие образцы с целью внедрить их в сознание широких масс. Немецкая журналистика выглядит менее эмоциональной, там постоянно встречаются такие фразы как «с одной стороны», «с другой стороны», то есть существует более аналитическая манера подачи информации. Часто ссылаются на факты и документы.
Научный сотрудник Университета Теессайд (Teesside University) Антье Глюк (Antje Glük) отметила, что в немецком обществе всегда стремились вытеснить эмоции и отдавать предпочтение рациональности. И, например, в партийной прессе многое основывается именно на дисциплине и подавлении чувств.
– Эмоциональность является тем фактором, который обладает силой и возможностью объединять людей, – отмечает журналист, научный сотрудник Свободного университета Берлина, доцент СПбГУ Анна Литвиненко. – Если журналист пишет как очевидец – жанр «заметки на полях» - это то, что сейчас хорошо продается, люди доверяют ему. Тренд последнего времени – быть эмоциональным и говорить о произошедшем с позиции очевидца.
Такой подход увеличивает аудиторию, больше привлекает людей интересоваться ситуацией в стране и мире. Но он же зачастую становится проблемой достаточно весомых масштабов.
– В наше время продвинуть свою точку зрения, себя как человека и свой имидж становится важнее правды как таковой. Важнее, чем узнать эту правду или каким-то образом постараться ее поддержать, – констатировала печальный факт журналист газеты «Коммерсант», эксперт Русско-немецкого бюро экологической информации Ангелина Давыдова.
С 17 по 19 апреля в СПбГУ в шестой раз прошла Международная конференция ‘Comparative Media Studies in Today’s World’, которая стала часть Форума «Медиа в современном мире. 57-е Петербургские чтения». Российско-немецкий круглый стол, проходивший в рамках недели Германии в Санкт- Петербурге, стал завершающим мероприятием конференции по сравнительным медиа исследованиям 2018 года. участники Шестой международной конференции Comparative Media Studies in Today’s World, которая прошла под заголовком «Эмоции и рациональность в медиадискуссиях». Мероприятие состоялось при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта и Центра изучения Германии и Европы СПбГУ и Билефельдского университета.