Деловая журналистика: опыт петербургских СМИ
На Невском, 70, в «Профи-Центре» Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области прошел двухдневный семинар, посвященный различным аспектам деловой журналистики. Участниками семинара стали журналисты петербургских и областных СМИ, а своим опытом и взглядом на деловую журналистику поделились главные редакторы ведущих деловых СМИ.
Андрей Ершов, заместитель председателя Союза журналистов Петербурга и Ленинградской области, главный редактор газеты «Коммерсантъ – Санкт-Петербург» открыл встречу, напомнив о том, что СЖ проводит уже четвертый семинар. Затем вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас рассказал журналистам об основных тенденциях экономического развития региона и ответил на вопросы присутствующих.
«Если журналистов интересует вопрос объемов инвестиций, то чиновников интересует другое, – сказал Григорий Двас. – Например, сегодня для нас гораздо более интересно строительство предприятий легкой промышленности, а не автомобильных заводов» (по его признанию, в области много женщин, неудовлетворенных своей работой).
«Мы научились обеспечивать экономический рост, но не научились трансформировать его в рост социальный. Рост экономики далеко не всегда улучшает качество жизни. Надеемся, что мы этому научимся» – добавил Г.Двас.
Во второй день семинара перед журналистами выступил Алексей Чичканов, председатель Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, которого представила глава Союза журналистов Людмила Фомичева. Гость «Профи-Центра» подробно остановился на разработке Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года. В «документе общественного согласия» будут отражены ключевые направления, способствующие дальнейшему экономическому росту города. В деловых СМИ было немало публикаций на эту тему. В обсуждении проекта документа принимают участие не только чиновники, но и представители общественности, научных и бизнес-кругов, а также журналисты. «Важно чтобы журналисты донесли до горожан, что они могут быть сопричастными к вопросам развития города», – сказал Чичканов.
Выступление Дмитрия Травина, научного руководителя центра исследований модернизации Европейского университета в Санкт-Петербурге и известного экономического обозревателя было посвящено состоянию и современным проблемам российской экономики». Говоря о журналистике, он признал, что наравне с хорошим уровнем публикаций, журналисты иногда не могут понять связи между явлениями, сделать какой-то серьезный вывод, не обладают необходимыми знаниями в области экономики и политики.
Максим Васюков, главный редактор газеты «Деловой Петербург», начавшей свой выход во еще времена зарождения в России малого бизнеса, отметил, что на западе популярность и аудитория деловых СМИ ощутимее, чем в России. И в то же время, по мнению М.Васюкова, серьезной угрозы для существования бумажной деловой прессы, несмотря на стремительное развитие интернета и популярность новых медиа, нет. «С приходом интернета увеличилось количество тех, кто читает журналистские тексты. Наш бизнес будет в порядке, по крайней мере, лет двадцать – тридцать опасаться нечего. То, что востребовано у людей, не может умереть». По мнению Максима Васюкова, в Петербурге интерес к тому, о чем пишет деловая пресса, есть сегодня и сохранится в будущем.
Платный или бесплатный контент? – об этом зашла речь на семинаре. Деловая пресса использует две стратегии. Например, «ДП», «Ведомости» берут плату за доступ к основной части размещенных в Сети материалов, а, скажем, ИД «Коммерсантъ» бесплатно распространяет большую часть не только своих газетных, но и журнальных материалов.
Конечно, наличие онлайновой версии отражается на подписке печатных СМИ. Как заметила Анна Щербакова, руководитель петербургского бюро газеты «Ведомости», если издание есть в интернете на него уже могут и не подписаться. Но в тоже время многие привыкли читать газету в традиционно виде, делая вырезки интересных публикаций. Анна Щербакова говорила о специфике работы с деловой информацией и критериях отбора новостей в деловой прессе.
Главный редактор петербургских страниц «РБК daily» Андрей Жуков рассказал о том, как реализуется идея конвергентной журналистики – объединения различных способов подачи информации в холдинге РБК, объединяющем различные типы СМИ: и бумажные, и электронные – ТВ и интернет. «В этом большое удобство для нашего читателя. С нашим изданием можно находиться всегда – и дома, и по дороге на работу, и офисе. Каждое отдельное медиа РБК имеет свою уникальную аудиторию, а совокупная аудитория ресурсов превышает 72 млн».
Пользователи мобильного интернета или планшетных компьютеров могут получить доступ сразу ко всему объему информации. «Подобная структура удобна не только с точки зрения подачи, но и для ведения бизнеса. РБК может предложить сразу большой объем размещения рекламы. У нас есть возможность удовлетворить потребности любого рекламодателя».
Должен ли современный журналист непременно превращаться в мультимедийного? «Во всем нужна разумность. Многие сайты делают видео. Очень часто можно встретить откровенно скучные видеокадры, например, с пресс-конференций. Это можно вывесить на сайт, но кто будет это смотреть?»
Представляя газетный сайт «РБК daily», А.Жуков отметил, что если раньше основные заходы были с главного ресурса РБК, то теперь все больше людей заходят на газетный сайт напрямую. «СМИ нужно бороться не за наращивание своей аудитории, а за своего постоянного читателя».
Олег Третьяков, чье имя прочно связано с тем, что называется деловой журналистикой, известный всем как создатель газеты «Деловой Петербург», недавно возглавил холдинг «Раград-видео». Холдинг имеет сразу несколько интернет-проектов. Олег Александрович рассказал об одном из них – интернет-телевидении «Деловое.ТВ», стартовавшем лишь четыре месяца назад. В отличие от многих проектов, этот ресурс пытается по-новому взглянуть на аудиторию и на создание контента.
«Мы пытаемся убрать между ньюс-мейкерами и аудиторией посредников в лице журналистов», – говорит Олег Третьяков. О результатах такого подхода можно будет судить примерно через два года, именно тогда предполагается «набрать интернет-аудиторию».
Выступивший на семинаре кандидат юридических наук, адвокат Санкт-Петербургской городской Коллегии адвокатов Артем Баконин рассмотрел типичные промахи журналистов, в том числе деловых СМИ, что иногда приводит к разбирательствам в судах, а иногда даже к крупным финансовым потерям. Бывает несложно доказать, почему журналистский материал не соответствует действительности. Говоря о правилах работы с источниками информации, он дал такой совет: «Когда ты работаешь над серьезными вещами, чтобы обезопасить себя, журналистам лучше делать скриншоты и даже заверять их у нотариуса».
Завершился двухдневный семинар в «Профи-центре» лекцией Федора Шумилова, арт-директора сети газет «Мой район». Показывая примеры из мировых СМИ и созданные им и российскими инфографами, он объяснил: как строится инфографика, каковы её виды, как надо структурировать информацию. Инфографика способна заменить тысячи слов и десятки страниц текста. Создают ее не только инфографы и художники, при желании этими навыками могут овладеть многие. Но лучше если созданием инфографики занимается в редакции отдельный человек. Информационная графика часто используется в деловой прессе. «Полезно перенести этот опыт в другие издания. Деловая пресса экономит работу читателей», – советует Федор Шумилов.