Как воспитывать талантливых читателей?
Привычка читать (или не читать) газеты и журналы формируется с детства. Чтобы у взрослого был запрос на хорошие статьи в серьезном СМИ, он еще ребенком должен научиться отличать тексты, достойные внимания, от проходных, забивающих голову ненужной информацией. Проблема в том, что дети будут читать, только, если этим всерьез озаботятся взрослые.
Иванова (арт-директор Дом журналиста): Мы же все-таки тему с Вами заявили «Детские журналы для не читающих детей». И давайте посмотрим на детскую прессу или прессу для детей… тут, кстати, тоже надо определиться. Со стороны ее читателя, да. И вот каким же все-таки должен быть сегодня журнал, чтобы ребенок оторвался от телефончика, от гаджета, от компьютера, а взял в руки любое из этих прекрасных изданий и захотел его читать? Что там должно быть обязательно?
Харлампиев (редактор журнала "Костер"): Знаете, ну журнал… Маршак говорил о том, что нам необходимо воспитывать талантливых читателей. И вот сегодня ситуация такая, что хороших книг, интересных произведений, очень полезных, важных, интересных и нужных журналов – это не потому что это наши журналы. Это мнение экспертного сообщества: библиотекарей, детских психологов, социальных работников, мам, бабушек, родителей вот… На мой взгляд, хороших периодических изданий, в нашем городе во всяком случае, для детей больше, чем хороших, талантливых читателей. Поэтому…
Иванова: Подождите-подождите, Вы сказали, каждый журнал – это примерно, ну давайте будем так очень условно, пять тысяч тираж.
Харлампиев: Я… Да. Пять тысяч плюс десять читателей журнала в библиотеке.
Иванова: Ну, хорошо. Пусть даже… Ну хорошо. Пусть будет там на один журнал 50 тысяч. Нормально?
Харлампиев: Прекрасно. Да.
Иванова: Вот их лежит здесь 4 журнала. Вы что, хотите сказать, что в Санкт-Петербурге нет такого количества детей, желающих читать эти журналы?
Харлампиев: Нет-нет. Конечно, то название, которое мы …
Иванова: Придумали...? (смеется)
Харлампиев: Придумали. Оно, конечно, ориентировано, в том числе, и на то, чтобы привлечь внимание к нашей встрече на фоне бурных событий и такого напряженного информационного поля. Конечно, дети читают, дети читающие. Может быть, не так, как 30 лет назад, но мы это хорошо знаем, и очень многое делается для того, чтобы они читали.
Иванова: Значит, смотрите. У меня вопрос был, что должно быть в журнале, чтобы ребенок захотел его читать. Но я сейчас хочу услышать экспертное мнение. У нас вот в зале есть Валентина Ситникова, которая является заведующей детской библиотеки. Какой библиотекой?
Ситникова: Руководитель детской библиотеки имени Лермонтова.
Иванова: Скажите, пожалуйста, во-первых, какие детские журналы вы выписываете?
Ситникова: Мы выписываем все названные практически журналы и много-много других.
Иванова: И насколько они востребованы вашим читателем?
Ситникова: По-разному.
Иванова: Расскажите, от чего зависит?
Ситникова: Мы же сейчас получаем в библиотеку детей, которые родились в 90-е годы. Это сложные годы, когда дети сами недополучали журналов. Вспомните, да, подписка была тоже для семьи бременем каким-то…
Иванова: Не было возможности.
Ситникова: Да. И вот сейчас как раз получаем детей, которые рождены от мам и пап, родившихся в те суровые 90-е годы. И, конечно, это разительно отличается…
Иванова: То есть Вы хотите сказать, что у этих родителей…
Ситникова: Поколение, которое журналы, можно сказать, не получало. И для того, чтоб детям сейчас читать журналы, они должны от своих мам, в первую очередь, такое, знаете, желание получить или навык читать журналы. Или же в школах или в библиотеках. Мы выписываем в пределах ста наименований разных журналов. Очень много. И если сказать, что мы какие-то журналы храним всего год, какие-то – два, какие-то – три, какие-то – пять, здесь можно сделать вывод: те журналы, которые год храним, значит, они менее качественные, они для того, чтобы какой-то временный, короткий период времени занять ребенку, например, тот же журнал «Принцесса» там, «Скуби-Ду». А более серьезные журналы, как исторический журнал «Автобус», например, конечно он будет храниться до пяти лет. Такой журнал, как «Костер», он тоже будет храниться долго. То есть даже от того, на сколько мы будем хранить у себя в библиотеке эти журналы – уже можно говорить о том, какого качества этот журнал, какого наполнения, содержания.