Кому больше угрожает интернет: прессе или телевидению?
Печатным СМИ уже давно пророчат гибель из-за ухода читателей в интернет. Но туда же стремительно утекают и телезрители, в том числе и усилиями самих телекомпаний, которые активно размещают свой контент в интернете. Так кого же – печатные СМИ или телевидение – в первую очередь вытеснит интернет? На этот непростой вопрос из зала генеральный директор НТВ – Санкт-Петербург Петр Годлевский постарался ответить, опираясь на данные различных исследований.
Вопрос из зала: С появлением интернета пророчили скорую гибель именно печатных средств массовой информации, а телевидение как бы не обсуждали. Сейчас, мне так кажется, получается, что аудитория телевидения очень быстро уходит как раз в интернет-ресурсы, в том числе и самих телекомпаний. Вы же производите контент, выпускаете его в интернет, может быть, опережая даже собственные выпуски. Так все-таки кого раньше убьет интернет? Печатные СМИ или телевидение?
Иванова Ирина (арт-директор Дома журналиста): Вы знаете, пока Петр соберется с мыслями… В свое время встречался клуб «Первая полоса», который существует после программы «Клуб главных редакторов «Первая полоса», и у нас был такой квест «Убьет ли интернет старушку-газету?». Было это все по мотивам Достоевского…
Годлевский Петр (генеральный директор телекомпании НТВ- Санкт-Петербург): На самом деле это еще один глобальный вопрос. Мы здесь обсуждали уже историю про то, идет ли зритель за телевидением или телевидение за зрителем. Этот вопрос тоже на сегодняшний день глобального свойства и не имеет прямого явного и точного ответа. Я за последние 2 недели прочитал как минимум три исследования по медиа аудиториям в Америке, России и, по-моему, просто в англоязычном медиа пространстве. Везде очень противоречивые тенденции, например, в России с 2015 года доля аудитории интернета (не интернет-СМИ, а всего интернета, это тоже очень важная история) – не изменилась никак. Это 100%. Те, кто потребляют информацию в России, на 100% черпают ее из сети. Но не только из сети, люди еще смотрят телевизор и здесь аудитория с 2015 по 2017 год в России практически не изменилась, как ни странно. Ну, может, уменьшилась, но на такой процент, что это может быть погрешность. Так же слушают радио. Понятно, посмотрел телевизор, может, один выпуск новостей в день, посмотрел в интернете, сел в машину, включил ФМ радио.
Сокращается, но не катастрофически, аудитория печатных СМИ, журналы и газеты, сокращается в России, но не катастрофически. И более того, не сокращается чтение книг, при том, что растет чтение книг на гаджетах. Плюс люди ходят в кино и театры. И с 2015 года на данный момент ситуация в России серьезно не меняется. Мы такой период переживаем сейчас, когда аудитория, то есть мы с вами, не сделали в России некого глобального выбора. Не сделали. Потому что, например, в США, я так помню, там телевидение не хотят смотреть через интернет. Или радиостанции не хотят слушать. Но там телевидение идет за сетями. Например, CNN недавно выпустило специальный выпуск новостей, который специально сделан в формате, подходящем только для популярного в США мессенджера. Или соцсеть Snapchat. Есть такая игрушка у них там. И CNN делает специальный выпуск, который можно смотреть только в Snapchat. У них есть ресурсы, но они и понимают, что за этим, наверное, будущее.
Что касается газет, в Америке газетная отрасль самая упадническая среди всех отраслей экономики США, к сожалению. Закрываются они там десятками. В России тоже тенденция такова, что допустим по Петербургу, если точно говорить, я помню по рекламе, что в Петербурге вся реклама газетная сосредоточена в 5 изданиях… 80%. Это «Метро», «Деловой Петербург», «Петербургский Дневник» и еще две газеты специфические, не общественно-политические издания. А падение рекламы, оно неизбежно ведет …. И это падение в 2015 году было в печатных СМИ Петербурга, в 2016-м и продолжается в 2017-м. Единственное, что радует, что падение в прессе в 2017-м серьезно замедлилось. Ожидают, что по итогам 2017 года печатная пресса Петербурга потеряет около 10 %, в 2016-м это было порядка 14%, в 2015-м около 20%. Замедлилось падение, при том, что реклама в СМИ других – на телевидение, интернете, радио – продолжает расти, в Петербурге именно. И это для медиа отрасли города очень хорошая новость, что и в 2016-м и в 2017-м году объем рекламных средств растет. Единственное, что надо понимать такую важную деталь. Например, миллиарды рублей вращаются в рекламном бизнесе петербургского интернета. Миллиарды, но из них всего 800 миллионов приходится на интернет-СМИ.