Маленькие секреты большого эфира
Известный тележурналист Андрей Радин успел поработать и на Ленинградском телевидении, и на каналах «НТВ» и «100ТВ», и интернет-канале «Piter.TV» до того, как пришел на ЛОТ. Какой канал запомнился больше всего, где было наиболее интересно работать, из каких мелочей складывается безупречный эфир – обо всем этом Андрей рассказал участникам журналистского клуба «Место встречи – Невский, 70. Старые и новые СМИ Петербурга»
Иванова: У тебя, в твоей жизни было несколько телеканалов, да? «НТВ», «100ТВ», «Piter.TV» – который является партнером нашего проекта – интернет-канал, который первый в городе. Ты был практически его лицом, я помню, везде на Невском твое лицо висело: «Андрей Радин – Piter.TV». Какой канал для тебя стал главным? Еще «78», ЛОТ и так далее.
Радин: На самом деле, конечно, это очень сложный вопрос. Сначала я пять лет отработал на Ленинградском телевидении. Телерадиокомпания «Петербург». Но кусочек того Ленинградского телевидения – я застал и его, по крайней мере, приходя туда на практику, видя звезд, которые из звезд Ленинградского телевидения стали звездами федерального масштаба... Я не могу сказать, потому что в каждой компании осталась частица жизни сердца и души. На «НТВ» я отработал 10 лет, сначала собкором, потом ведущим новостей, потом главным редактором.
Иванова: Мне кажется, славу тебе принесло «НТВ». Тебя же именно, когда ты вел новости... Твой фирменный выпуск: ты клал вот ручечку на стол, я помню этот кадр. У тебя там были такие мулечки телевизионные придуманные, которые…
Радин (смеется): На самом деле никаких мулечек там не было. Просто сейчас это все делают суперпрофессионалы и техника, а тогда, чтобы подать сигнал режиссеру, что ты больше ничего говорить не будешь, надо было какой-то знак подать. Я же ему не моргну или не рвану на себе галстук и не выброшу листочки и бумажки…
Иванова (смеется): А я, сколько лет работаю, всю жизнь считала, что это не знак, а ты придумал такую фирменную штуку, как подпись радинская.
Радин: Нет. У нас на столе не было кнопочки, то есть не было кнопки отключения звука. А его надо же периодически отключать, чтобы ругаться, кашлять, и когда тебя не показывают.
Иванова: Вот они, маленькие секреты большого эфира.
Радин: И когда ты все сказал, и тебе уже нечего, и режиссер должен тебя из эфира убрать, то надо было подать ему какой-то условный сигнал, и я щелкал ручкой. На «НТВ» было очень прикольно работать – в хорошем смысле этого слова. Мы все время перекрывали московский эфир. Что такое питерское «НТВ»? Это не только профессиональная команда новостийщиков, это определенное время, в которое ты должен перекрыть Москву. Опять же, если два телевизора, и кто-то смотрит «НТВ» по спутнику, а кто-то смотрит питерское вещание, то это две совершенно разные программы. Потому что петербургская программа заканчивается на 15 минут позже, это ровно столько, сколько идет выпуск новостей последний. Мы все время перекрывали какую-то программу московскую: либо «Чрезвычайное происшествие», либо что-то еще, либо делали такой вот симбиоз. Все секретики я рассказывать не буду.
(Иванова смеется)
Радин: Потому что коллеги… Ну, например, я расскажу то, что было в мое время. Ведущие Москвы во время рекламной паузы записывали специальное прощание. Они говорили: «Сразу после нас выпуск новостей из Петербурга. А сейчас…» – и отправляли это в Петербург. Мы это вставляли в программу, и получалось так, что вроде московские ведущие передают нам слово. А на самом деле они говорили: «Сразу после нас проект такой-то, кино такое-то или 20 серия боевика такого-то».
Иванова: И никакого слова Петербургу они не передавали.
Радин: Никакого слова Петербургу не передавали. Они вообще о нас знать не знали, думать не думали. Но вот это прощание записывали, и мы его ставили сразу после нашего выпуска. И это вот... Поэтому, если вернуться к твоему вопросу, Ириша, то, наверное, все-таки я очень благодарен «НТВ» и вспоминаю с большим таким удовольствием. Там удалось создать и боеспособный, очень хороший коллектив.
Иванова: Во многом эти журналисты и сейчас…
Радин: Да, 80% людей, которые тогда, в 1999 году, пришли на «НТВ», они там работают.
Иванова: Катя Правдина в этом году получила «Золотое перо». Сапожникова Маша сколько раз была отмечена на нашем журналистском конкурсе...
Радин: Вот, все-все ребята, начиная от Катюши Правдиной и заканчивая Юрой Олещенко, Сашей Щербой, они все эти годы работают. То есть это такой сплоченный, профессиональный коллектив, который не мог не оставить в моей душе какого-то следа. А с точки зрения не то чтобы реализации, а каких-то таких приятных, хороших и действительно таких ярких воспоминаний – это все-таки, наверное, «100ТВ». Потому что это был коллектив единомышленников, человек 800. И каждый из нас…
Иванова: Ты работал, когда уже Олег Константинович Руднов был владельцем канала?
Радин: Да-да.
Иванова: То есть ты пришел вместе с Рудновым.
Радин: Да. Моя супруга пришла несколько раньше и делала там программу, поэтому каким-то боком я соприкасался с этим каналом, но несерьезно. А вот когда пришел Руднов, он меня, собственно, и позвал.