«Нельзя что-то приобрести, ничего не потеряв»
АМЕРИКАНСКИЙ журналист и предприниматель Генри Блоджет (Henry Blodget) неоднократно высказывал мнение, что журналистика переживает не просто свой расцвет, а «золотой век».
Такие заявления не часто услышишь на конференциях или от работников газет. Но Блоджет (на снимке: businessinsider.com) не имеет в виду газетный бизнес, а подчеркивает, что журналистика находится в лучшей форме, чем когда-либо. В подтверждение своих слов он приводит двенадцать аргументов.
1) Люди сегодня гораздо лучше информированы, чем раньше. В то время как множество авторитетных новостных организаций закрылось, возникло огромное количество новых источников информации (Facebook, Twitter, Bloomberg, Google, WikiLeaks, YouTube, тысячи блогов и информационных сайтов). Около двух миллиардов людей по всему миру могут немедленно опубликовать новость с помощью мобильного устройства, и все же многие традиционные СМИ (телевидение, радио, журналы, даже газеты) продолжают существовать.
2) Журналистика достигла невиданных высот, и об этом свидетельствует работа тысяч успешных новостных организаций, сотен тысяч профессиональных журналистов.
3) Любой журналист может напрямую обратиться практически к любому человеку на земле с помощью Интернета и получить немедленный отклик. Для этого больше не нужны газета, радиоприемник или телевизор.
4) Трудности, которые переживают традиционные СМИ, сильно преувеличены. Конечно, ряд газет и журналов закрылись, а многим пришлось пойти на меры жесткой экономии, однако телевизионный бизнес продолжает расширяться, и у многих журналов дела по-прежнему идут хорошо.
5) Современные интернет-издания нанимают на работу молодых талантливых журналистов, что способствует росту их конкурентоспособности и повышению качества материала.
6) Благодаря мобильным устройствам люди постоянно в курсе новостей, не ограничены чтением утренних и вечерних газет, просмотром телепрограмм.
7) Современная журналистика предлагает на выбор множество форматов, с помощью которых можно подать новости наиболее ярко и эффективно.
8) Для новостей нет никаких ограничений во времени и пространстве: современный журналист может опубликовать ссылку, исследовательскую работу размером с целую монографию, прикрепить к своей статье длинное или короткое видео, аудиозапись и т. п.
9) Современные публикации не обязательно должны быть общего либо специализированного характера – таких ограничений больше нет.
10) Готовый материал можно распространять множеством способов: с помощью бумаги, радиоволн, Интернета (к тому же это просто и дешево как никогда).
11) Журналистика стала более внимательной и аккуратной, нежели раньше. Два миллиарда пользователей Интернета всегда могут проверить любой предложенный им факт, обсудить его, указать на ошибку.
12) Начать карьеру в наши дни талантливому журналисту проще, чем когда-либо: все, что нужно, – компьютер, устройство для видео- и звукозаписи, персональный блог и широкий круг знакомых.
Какой же вывод делает Блоджет? «Информационный бизнес меняется, в первую очередь это ощущают на себе газеты. Нельзя что-то приобрести, ничего не потеряв. Со временем, когда новые новостные организации, основанные на цифровых технологиях, окрепнут, а трансформация рынка печати завершится, дела пойдут только лучше. Все, что осталось сделать, – преодолеть беспокойный переходный период».