Три исследования не в пользу печатной прессы
К ресурсам Twitter и Facebook все больше пользователей обращается как к источникам информации. При этом все меньше читателей черпают новости из традиционных местных газет. И так происходит не только в США.
Согласно исследованию, основанному на опросе 2035 взрослых пользователей Интернета в США, популярность Twitter и Facebook в качестве источника новостей продолжает возрастать. 63 процента пользователей этих социальных сетей используют их в качестве источника новостей о мировых событиях. Совсем недавно, в 2013 году, эти показатели выглядели так: 52% пользователей Twitter и 47% пользователей Facebook следили за новостями в социальных сетях.
Казалось бы, у двух соцсетей примерно равное количество таких пользователей, потенциал распространения новостей у них существенно различается. В частности, за горячими новостями большинство опрошенных следит именно в Twitter – 59% (у Facebook – 31%). Авторы исследования отмечают, что это обусловлено спецификой Twitter как соцсети, в большей мере предназначенной для репортажей в режиме реального времени. Поэтому пользователи Twitter чаще отдают предпочтение новостным лентам, а те, кто пользуется Facebook, больше ориентированы на публикацию собственного контента и его обсуждение. Треть пользователей Facebook (32%) публикуют материалы о политике и государстве, а 28% комментируют подобного рода сообщения. В Twitter лишь четверть пользователей (25%) делает публикации на эти темы, а отвечают на «твиты» о политике и государстве и того меньше – лишь 11%.
* * *
Внимание к традиционной печатной прессе у читателей, наоборот, снижается. По данным исследования, проведенного в трех крупных городских агломерациях – Денвере (Колорадо), Маконе (Джорджиа) и Сиукс-Сити (Айова), девять из десяти жителей США следят за местными новостями, при этом половина из них достаточно внимательно.
В Денвере, городе с наибольшим количеством поставщиков местных новостей (140 против 24 в Маконе и 31 в Сиукс-Сити), население реже обращается к местным телеканалам и чаще получает сведения из других источников. Так, на местное телевидение в Денвере полагается лишь 58% населения, в то время как в Маконе – 66%, а в Сиукс-Сити – 68%. Впрочем, это не мешает телевидению оставаться самым популярным источником местных новостей.
Лишь четверть жителей Денвера (23%) черпают новости из главной местной газеты. В Сиукс-Сити и Маконе этот показатель выше: 40% и 36% соответственно. Однако местные газеты в большей мере, чем телевидение, уделяют внимание городским проблемам. Так, 30% материалов Denver Post посвящены правительству, политике, экономике и образованию. Для сравнения: на местном ТВ данным вопросам посвящено лишь 11% материалов.
Приход цифровых технологий в разной степени повлиял на привычки населения в разных городах. Более половины населения Сиукс-Сити и две трети населения Макона и Денвера регулярно обращаются хотя бы к одному электронному ресурсу, посвященному местным новостям. Наиболее активные жители Денвера (45% населения) считают, что Интернет крайне важен для получения местных новостей (против 38% в Маконе и 33% в Сиукс-Сити). 79% использует хотя бы одно цифровое устройство для чтения местных новостей (против двух третей в Маконе и Сиукс-Сити), 54% хотя бы раз за прошедший год поделилось новостной статьей при помощи Интернета (против 36% в Маконе и 40% в Сиукс-Сити).
Полученная статистика закономерна: Денвер опережает по распространенности высокоскоростного Интернета (70% против 48% в Маконе и 52% в Сиукс-Сити).
* * *
В связи с ростом популярности интернет-журналистики Pew Research Center провел исследование с целью сосчитать количество рабочих мест в 30 крупных и 438 мелких новостных интернет-изданиях в США.
Оказалось, что 468 изданий (большинство из них появилось в последнее десятилетие) организуют почти пять тысяч рабочих мест. Но это покрывает лишь малую часть рабочих мест, сокращенных в газетах и журналах за последнее десятилетие.
Согласно отчету Американского сообщества новостных редакторов (American Society of News Editor), с 2003 по 2012 год в новостных отделах газет было сокращено более 16 200 рабочих мест. По данным Ad Age, в журнальном производстве произошло сокращение 38 тысяч рабочих мест.
Многие интернет-издания стремятся заполнить пробелы, оставленные традиционными медиа, будь то освещение нишевых тем, международных проблем, местных новостей или проведение независимых расследований. Половина ресурсов рассматривает себя в качестве местных или гипер-местных изданий, освещающих происшествия в рамках отдельно взятого района.
Среди интернет-изданий множество небольших некоммерческих ресурсов. На 241 из 438 небольших сайтов работает всего по три человека или меньше. Некоммерческая бизнес-модель оказывается привлекательной для большинства подобных изданий.
Идет активный поиск новых форматов, новых способов подачи и визуализации материала. Развивается «краудсорсинг» – привлечение через Интернет широкой общественности к исследованию и решению общественных проблем.
Многие интернет-издания быстро развиваются и стремительно набирают популярность. Не так давно публикации BuzzFeed считались разновидностью «кликбейта» (способ построения заголовка, допускающий
Еще недавно многие журналисты даже не слышали о компании Vox Media, но когда Time Inc. сообщила о сокращении еще 500 рабочих мест, Дейв Вейгель (Dave Weigel) из журнала Slate оставил в Twitter полушутливое сообщение: «Еще 500 новых резюме в Vox».