Новости - это мусор
Что преобладает в новостях сегодня, информационная составляющая или пропаганда, и что, в сущности, представляют собой современные телевизионные новости? Неожиданный ответ на этот вопрос дал генеральный директор Ленинградской областной телекомпании Андрей Радин, после чего объяснил участникам встречи клуба «Старые и новые СМИ Петербурга» на Невском, 70, по какому принципу отбирается информация для эфира ЛОТ.
Иванова: Вопрос о новостях. Вот когда мы учились на факультете журналистики, а мы учились примерно в одно время, там была такая формулировка, что журналистика – это вторая древнейшая профессия. Это неофициально говорили, но говорили. Говорили также, что мы все занимаемся пропагандой и агитацией, а не информацией. Потом, в 90-е, мы все вроде занимались информацией, и очень беспокоились о новом законе о СМИ, и хотели каких-то новых правил игры. Вот, с твоей точки зрения, вообще новости сегодня – это что такое?
Радин: Это такой сложный вопрос, что… Одним словом, я думаю, что это мусор.
(аплодисменты)
Иванова (смеется): Аплодисменты в зале, но хочется комментария.
Радин: Дело в том, что те традиционные СМИ, в которых мы работаем, потеряли свою актуальность с точки зрения скорости передачи информации. Мы все окружены информацией, мы ей напичканы, мы ей перекормлены, мы завалены ею сверху. И сейчас… Раньше ж мы как хотели? Мы раньше, чем «Вести», «Вести» раньше, чем «НТВ», «НТВ» раньше, чем «Первый». Все соревновались, кто быстрее. А сейчас это даже не агентства, даже не «Интерфакс» или «Газета.ру». Это мессенджеры, и скорость распространения информации – это кто быстрее сбросил это все в мессенджеры. И это немножко нас… это нас немножко перегрузило. Если ты спрашиваешь, что сейчас новости с точки зрения… это оперативная информация, которую хочешь получить, или пропаганда…
Иванова: Давай под таким углом посмотрим.
Радин: …то, ну я так думаю, что это, наверное, на мой взгляд, это 50 на 50. Потому что если появляется какая-то информация, все равно это кому-то нужно. Если кому-то нужно, то это уже не новость – в том виде, в котором мы привыкли ее получать. Это возможность ее озвучить.
Иванова: Возвращаюсь к ЛОТу. Вот из этих огромных массивов информационных что вы выбираете для своего эфира? Понятно, что первый фильтр – это область, это должно касаться жизни в области. А еще что вас интересует?
Радин: Ну, вообще, в любой компании, в которой я работал, для нас важен был собственно человек. Его мироощущение, его судьба – через призму тех событий, которые происходят вокруг. И здесь то же самое. Единственное, чему я рад – не потому, что это моя заслуга, это больше заслуга нынешнего руководства области – что оно не требует… мы не делаем телевидения про губернатора, и мы не делаем телевидения…
Иванова: Для…
Радин: …для губернатора. Мы не делаем телевидения для правительства. Конечно, мы не финансируемая, а субсидируемая компания, и мы получаем субсидию за то, что мы освещаем все стороны жизни – и в том числе работу чиновников. Но отчетность эта, она, в общем, достаточно лояльная. Поэтому мы освещаем деятельность губернатора, только когда есть ключевые вещи – например, заседание правительства – и основные вехи и направления. И какие-то его вояжи – опять же, не через призму «губернатор поехал», а через призму «куда поехал и почему».
Иванова: То есть прежде всего места, люди, чем они заняты?
Радин: Да.
Иванова: То есть губернатор… Вояж как повод.
Радин: Да, информационный повод приехать… куда тебя, собственно, не пустят, а с ним вот пустят. И при этом у нас нет запретов на какие-то темы.