Один в поле – не воин
Разные эксперты сходятся во мнении, что хороший газетный дизайн рождается там, где есть распределение ролей в редакции, где редактор понимает значение дизайна, где происходит взаимодействие дизайнеров и журналистов, а пишущие сотрудники тоже вовлечены в дизайнерский процесс.
Сергей Грицков, арт-директор газеты «Санкт-Петербургские ведомости», отметил, что успех возможен там, где редактор и дизайнер – единомышленники.
Многолетний дизайнер «Моего района» и лауреат конкурса «Газетный дизайн» Сергей Мешавкин поинтересовался у участников семинара, приглашают ли в их редакциях дизайнеров и верстальщиков на планерки. Судя по реакции, такое редко встречается. В «ДП», например, обсуждения номера проходят три-четыре раза в день с участием дизайнеров.
Иван Анишев, арт-директор «Делового Петербург» и также неоднократный победитель конкурсов газетного дизайна, рассказал, что в его редакции давно сложился тандем между дизайнерской группой и журналистским коллективом. Например, журналисты участвуют в процессе создания инфографики, а дизайнерам не возбраняется придумывать заголовки (и это у них хорошо получается). Кстати, на семинаре было дано задание разработать концепцию инфографики на определенную тему. И именно коллективное творчество принесло неплохие плоды.
Замечательный пример командной работы начинающих дизайнеров привел преподаватель факультета искусств СПбГУ Александр Веселов. На кафедре он внедрил такой подход к обучению. В качестве курсовых работ несколько студенческих групп создают многостраничные журналы в одном экземпляре: от концепции до воплощения на бумаге. На создание пилотного номера уходит два с лишним месяца. И результатам преподаватель рад.
«Конечно, на них ничто не давит кроме чистого дизайна. Сами снимают, берут интервью, разрабатывают сетку и продумывают шрифты. Результат впечатляет прежде всего их самих. Они не верят, что всё сделали сами. В каждом журнале есть удачные вещи, нет провальных работ. Даже если бы журнал получился плохой, это все равно результат: ведь ребята впервые в жизни попробовали что-то сделать коллективно – создать журнал с нуля. Каждый из них решает: понадобится ли им это в будущем».
Отсутствие взаимопонимания между редактором и фотографом. Приводит к ошибкам. «Если я работаю с финскими журналистами, то я никогда не могу самостоятельно сделать фотографию, отправить её и ждать, что она будет опубликована. Это всегда работа в тандеме, всегда работа вместе с пишущим журналистом» – рассказал Александр Беленький.