«Интервью, особенно в прямом эфире, – самый честный вид интервью»
Известная петербургская журналистка, обладательница Гран-При конкурса «Золотое перо-1998» Ника Стрижак – без преувеличения, одна из лучших и самых заметных интервьюеров на нашем телевидении. Ей одинаково легко даются самые разные форматы программ на ТВ, будь то ежедневное ток-шоу «Открытая студия» с непростыми и эмоциональными гостями, рассуждающими о проблемах ЖКХ, или беседа с известным театральным актером или режиссером во время «Встреч на Моховой» перед большой и взыскательной зрительской аудиторией. Соответствовать известным и именитым собеседникам не каждому журналисту по плечу. О непростом жанре интервью согласилась рассказать начинающим журналистам – читателям сайта newsroom.spbsj.ru Ника Стрижак.
«Интервью интервью рознь»
– Важны поводы, по которым мы берем интервью. Важны люди, у которых мы берем интервью. Это может быть короткий комментарий к какому-то событию, и вам нужно получить четкую, категоричную и честную оценку человека.
Я не люблю делать лишнюю работу, и никому не советую её делать. Очень часто делают так: сейчас мы подготовим, разовьем, а потом как-то витиевато выйдем на тот вопрос, который нужен. Конечно, это тоже способ, но, мне кажется, надо поступать честно и не обманывать человека. Если вы хотите спросить у человека, что он думает по поводу сноса исторического здания, то лучше начать с этого, а не пытаться выяснить, любит ли он город в принципе и кем он был в детстве.
Конечно, чем больше интервью, тем труднее к нему готовиться. Я бы говорила не о том, как задавать вопросы или как вести себя во время интервью. Мне кажется, главная часть интервью, главная работа – это не собственно сам разговор, что, конечно, тоже важно, а то, насколько вы готовы к нему. Не важно, любите вы этого человека или не любите, звезда это или министр. Понимаете, все равно эти люди важны! Готовясь к интервью, вы должны четко понимать, чего вы от него хотите. И здесь возникает вопрос: казалось бы, я приеду и спрошу: «что вы думаете по поводу нового закона», и человек ответит, потому что он явно компетентен. Но парадокс в том, что важнее, насколько вы сами понимаете, о чем идет речь… Если вы сами займетесь и прочитаете массу статей – а для некоторых интервью и книги приходится читать, архивные документы, – тогда вы поймете, что было на самом деле, что за этим стояло, как развивались события. И ваш вопрос не будет банальным.
Когда вы идете на разговор с чиновником, вы должны знать практически столько же, сколько знает он. Человек всегда чувствует, насколько вы готовы к интервью. Это дает глубину разговору. К сожалению, многие знаменитости, чиновники и депутаты, горазды вам поднаврать. Особенно, если тема неприятна. А вы должны получить компетентный комментарий.
Еще один вид интервью – если вы беседуете не о какой-то проблеме, а с известным человеком и вас интересует его жизнь, жизненный опыт. Если вы приехали брать интервью о его жизни, то уж, будьте любезны, изучите его жизнь досконально. Вы должны знать: где он родился, где учился… Причем разбирать его жизнь не по статьям в интернете, а желательно по каким-то библиотечным интервью – есть масса фактов, которые в интернет не попадают… Вы втягиваете человека в разговор пониманием его жизни и предмета. Поворотов может быть миллион, и с известными людьми, которые дали миллион интервью, нужно понимать, что они, конечно, утомлены и избалованы прессой, им кажется, что они уже всё сказали. И это правда, ведь они как пони в цирке по кругу ходят и говорят одно и те же… А вы сможете их растормошить, если начнете задавать вопросы про другое.
Интервью – вещь, состоящая из очень хорошей подготовки, хотя иногда это может и не сработать. Бывает, не пригодится ни одна твоя умная мысль, потому что всё пошло иначе. Потом интервью состоит из того, как вы ведете разговор. Когда вы берете интервью, вы должны быть самым внимательным слушателем. Тогда вы будете идти за нитью разговора и у вас будет шанс, что человек откроется.
«На бумаге очень сложно передать интонацию»
Когда я работала в газете, то жанр интервью не очень любила. Ты берешь диктофон или блокнот, а потом сидишь, переписываешь слова. Невольно как-то компонуешь ответы, в общем, развлекаешься с текстом. С тех пор, как я работаю на телевидении, я всегда говорю, что телевизионное интервью, особенно в прямом эфире, – самый честный вид интервью. На бумаге очень сложно передать интонацию. Конечно, есть удивительные собеседники, и их интонация ложится: настолько образный язык, что просто выкладывай, только подсократи и не надо ничего переписывать. А есть люди, у которых мысль скачет…
Если вы снимаете на камеру и берете крупный план, то видно, как он себя ведет, какой он задавака или как ему неудобно… Видно, как человек думает, подбирает слова, сердится… Вы получаете не просто текстовое интервью, вербальное, вы получаете интервью в комплексе со всеми эмоциями. Поэтому я очень люблю интервью телевизионное. Радиоинтервью к нему близко. Но чтобы получить этот комплекс эмоций, профессионально к нему нужно готовиться так же, как и к газетному. И в интервью устном, без камеры, всё равно – игра, подача важна, потому что эмоция неповторима.
{avsplayer videoid=41}
[anna-vi]
«Важно держать градус куража»
Для журналиста, особенно телевизионного, важна коммуникабельность, смелость. Я прекрасно понимаю, что я женщина. Если вокруг меня много мужчин, и таких очень горячих, я понимаю, что по-женски могу им сказать: «Так, господа… Я вас прошу…» Не то что я с ними кокетничаю. Если речь идет о хамстве, то я могу очень резко поставить человека на место: «Простите, в моей программе я вам такого не позволю». Бывают такие единичные случаи. И в таких ситуациях мужчинам приходится отступать…
Многое приходит с опытом. Конечно, если много собеседников, и они спорят, у тебя двойная задача: с одной стороны, это идеальный вариант, когда разговор пошел так, что на дискуссию можешь смотреть со стороны. Важно держать градус куража. Тебе прежде всего самой должно быть интересно, что происходит. Я не люблю таких ведущих – что, мол, я хозяин и лучше знаю, что сказать. Тогда хочется спросить: а тебе люди-то вообще зачем? Люди смотрят телевизор для того, чтобы послушать то, о чем говорят те, кого ты пригласил.
Это хитрая задача, и я боюсь, что она не передается из рук в руки. Ее можно почувствовать, оказавшись только в студии, внутри разговора. Это такая тонкая вещь… Я не так давно начала об этом думать, и поняла это. Но этого не понимают даже люди, которые сидят за режиссерским пультом, стоят за камерами… Казалось бы, вокруг тебя очень много тех, кто тебя наблюдает много лет… Но психологически что происходит в тебе, в твоей голове в момент, когда идет эфир, особенно прямой, понять не может никто. Нужна максимальная собранность, и при этом важно помнить, что людям должно быть интересно. А заслужить это можно только многолетним очень компетентным трудом. Если не будешь компетентен, у тебя не будет хорошей репутации и к тебе люди никогда не пойдут. Будешь сидеть на 198-м телевидении и одному зрителю рассказывать, что ты думаешь по поводу событий в Сирии.
«Я всегда была человеком, занимающимся культурой»
Решив стать журналистом, Ника Стрижак сначала работала на радио, потом в газете. Но вот уже более двадцати лет она трудится на петербургском телевидении.
– Я собиралась быть пианистом, поступать в консерваторию, но так получилось… Я хотела получить два диплома – консерватории и филологического факультета Ленинградского университета. В итоге всё закончилось филфаком. И правильно! Ничего не бывает случайно. Когда поступила на филфак, я уже писала о музыке. Даже не могу объяснить почему. Много лет, до того, как началась «Открытая студия», и пришли все проблемы ЖКХ, пенсий и так далее, я была человеком, занимающимся культурой – кино, музыкой, музеями, книгами… Это – моя жизнь. Спасибо людям, которые, несмотря на то, что десять лет прошло, ценят во мне те знания. И эти знания невероятно для меня ценны. Я очень устаю, у меня все-таки эфиры такие… рабство эфирное абсолютное, от которого я, конечно, не откажусь, но мне очень приятно, когда люди подходят и говорят, может, и не зная про «Открытую студию»: «А вот мы видели ваш фильм про республику ШКИД…»