От фотокорреспондента до фотолюбителя
Есть ли перспективы у «фотографии как профессии»? Чем зарабатывают на хлеб фотографы в нашем городе и не только? Об этом spbsj.ru рассказал известный в городе фотограф, член Союза журналистов СПб и ЛО, автор нескольких книг о фотосъемке Александр Беленький.
– Пытаясь ответить на вопрос, есть ли перспективы у «фотографии как профессии», я придумал небольшую классификацию. Группы в данной классификации не имеют четких границ, люди могут находиться в нескольких группах одновременно, перетекать из одной в другую… Возможно, я где-то и ошибаюсь, но в целом картина с фотографией видится мне в следующем порядке.
1. Рынок фотокорреспондентов. Сегодня в газетах и журналах практически не осталось штатных фоторепортеров, возможно, мест двадцать на весь Санкт-Петербург (ТАСС, РИА, «СПб Ведомости», «Петербургский Дневник», несколько областных изданий, мировые агентства AP, AFP, REUTER да и все). Работать фрилансером возможно, но малоденежно. Фриланс хорош, если параллельно есть портфель заказчиков, который нарабатывается как раз в процессе пахоты репортером в агентстве или на недорогой съемке и т.п. То есть, в любом случае, надо уметь здорово снимать репортаж, разбираться в технике и постоянно обновлять свой парк камер, линз, учась новым приемам съемки, улучшая стилистику изображения, методы обработки и т.п. Это долгий путь, который может привести к хорошим результатам. Знаю конкретные примеры, то есть людей, и даже тех, кого сам лет 5-6 назад учил азам, а сегодня они снимают для ТАСС, РИА и прочих. Но, еще раз повторюсь, путь долгий.
2. Рынок бытовых коммерческих фотографов: свадебных, портретных, репортажников, школьное фото. Те, кто недорого снимают свадьбы, корпоративы, портреты, работают по звонку от друзей, прежних клиентов и т.п. Можно загружать себя почти ежедневно, но обычно скоро выдыхаешься в груде неинтересных обязаловок и перестаешь думать о творчестве, а начинаешь думать только о «бабках». Но заработать можно! Если же не потерять свой "голос", то есть мотивацию, есть шанс перейти в группу коммерческих фотографов с высоким ценником. И уже не снимать ежедневно, бегая по недорогим заказам. Знаю конкретные примеры людей, живущих коммерческой съемкой. Но знаю и коллег, которые «переели обязаловки», и их не в переносном смысле, а буквально "тошнит" от свадебной фотосъемки.
3. Рынок рекламных и студийных фотографов. Очень непростой сегмент, все бьются за дорогие заказы, коих (со слов коллег) совсем немного. В городе знаю от силы десяток суперфотографов, которые имеют студию, заказы и постоянную работу, снимая (как сами говорят) "без выходных". Нужны глубокие знания, техника, умение общаться с заказчиком, наличие впечатляющего портфолио рекламной или фудсъемки. В начале пути желателен стартовый капитал для аппаратуры и студии. Некоторые студии не могут прожить заказами, поэтому сдают время, но это уже другой бизнес.
4. Относительно новый (на мой взгляд) рынок «неофитов». Это те, кто пришел в фотографию недавно, пользуется квадрокоптерами, снимает таймлапсы, умеет обрабатывать сюжеты для соцсетей. Сюда же отнесу блогеров, которые и снимают, и пишут. После раскрутки своего аккаунта они смогли монетизировать страничку и раз за разом получают заказы от крупных фирм на съемки и, возможно, рекламу на своих страницах в Facebook, Instagram, LiveJournal, и т.п. Многие снимают как фото, так и видео и, возможно, сливают часть съемок в стоки. Знаю пару-тройку фамилий.
5. Рынок арт-фотографов и тех, кто снимает документальную фотографию. Успеха достигают те, кто знает, как получить грант, разбирается в конъюнктуре конкурсов, призовых фондов, гонораров в специфических изданиях. И понимают когда, куда, и, главное, что надо посылать.
6. Рынок обработчиков фото, то есть людей, которые доводят чужую съемку до ума. Возможно, этот рынок только формируется, но такие люди есть. В Москве их больше, у моих знакомых «дорогих» коммерческих фотографов в Петербурге такие обработчики также имеются. В основном это выходцы из среды дизайнеров или переквалифицировавшиеся фотографы. Для продвижения на этом рынке нужно в совершенстве владеть приемами и хитростями обработки, уметь использовать плагины, разбираться в компе и постоянно апгрейдить программы и железо. Важно найти свою фишку.
7. Есть еще рынок людей, косвенно причастных к профессиональной фотографии. В их числе печатники, фиксеры, сильные любители, владеющие камерой на среднем уровне, а также те, у кого основным является совершенно иной источник дохода, но они просто любят фотографировать в свободное время. Есть еще дизайнеры, умеющие обрабатывать, верстать и дизайнить, то есть, использовать и создавать шрифты, визитки, логотипы и пользующиеся фотографией параллельно, как подработкой. Отдельно можно отметить группу преподавателей фотографии в различных домах культуры и кружках. Некоторые из них реально хороши и как фотографы, и как преподы, но многие стремятся преподавать, едва лишь освоив азы, потому что не могут заработать фотографируя.
Как-то так я себе вижу. Уверен, что при желании можно выбрать любой путь и добиться на нем успеха, если иметь хорошую мотивацию, упорство и терпение. И, конечно, постоянно заниматься саморазвитием и самообразованием. Как говорил кто-то из великих: "Жизнь – это стремление организма к развитию, в обстоятельствах, препятствующим этому".
Александр Беленький
Работал в газетах «Ижорец», «Смена», «КоммерсантЪ», «The St.Petersburg Times». Публиковался в журналах «Огонек», «Домовой», «Newsweek», «Пульс», «Sunday Times», «Boston Globe», «New York Times». Снимал и снимает для финских и шведских изданий: «Hufvudstadsbladet», «Ilta sanomat», «Talloselamma». Работал фотографом на картине Александра Сокурова «Русский Ковчег». В настоящее время преподает в Высшей школе журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, является куратором факультета фотокорреспондентов имени Ю.А.Гальперина. Автор изданий: «Фотография, школа мастерства», «Цифровая фотография», «Фотосъемка в сложных условиях».