Андрей Чепакин: «Профессия фотожурналиста перешла в разряд штучных…»
Медийные профессии в меняющемся мире. Какое место в СМИ они сохранят за собой? Невероятно сужается и продолжает сужаться профессиональное пространство – пространство приложения сил фотографов, теле- и радиожурналистов, да и в целом пишущей братии.
Еще в докризисные времена в Петербурге фоторепортеры, пожалуй, раньше многих почувствовали влияние на профессию глобальных процессов и в полный голос заговорили о проблемах пресс-фотографии.
Город на Неве славен своей фотожурналистской школой, давшей целую плеяду талантливых фотомастеров, но все меньше в услугах профессионалов-фотографов сегодня нуждаются СМИ. Прежде всего по причине нехватки денег. И штатный фотограф становится невероятной редкостью, если не экзотикой, для многих редакций СМИ.
Около семи месяцев назад в Петербурге перестала выходить газета «Невское время», являвшаяся до последнего момента чуть ли не единственным в городе оплотом сохранения традиций и развития печатной фотографии. Много лет назад Олег Руднов задумался о создании на базе Балтийской медиагруппы, которой в новейшей истории отошли три легендарных газетных бренда («Смена», «Вечерний Петербург» и «НВ»), сильной фотослужбы. Идею воплощал Андрей Чепакин, и так под его руководством на базе редакции «Невского времени» начала работать уникальная команда фоторепортеров. (Кстати, не так давно Андрей Чепакин возглавил в СЖ Гильдию фотожурналистов.)
Известный петербургский фотожурналист рассказал spbsj.ru о том уникальном опыте и сегодняшнем положении дел в профессии. Разумеется, многих интересует вопрос, как выжить фоторепортерам в Северной столице.
Андрей Чепакин на заседании жюри конкурса «Золотое перо». Фото Александра Голуба
Андрей Чепакин:
– Олег Руднов более десяти лет назад решил выпускать не просто газету «Невское время», а мы решили, что это будет лучшей фотографической газетой, и не только Петербурга, но и в России. Наша редакция располагалась на Большой Морской. Конкурентов у нас, можно сказать, не было. Благодаря усилиям Олега Константиновича нам удалось объездить весь мир, что позволяло нашему изданию нередко публиковать уникальные фотоистории.
– Неужели в России не было аналогов?
А.Ч.: – В «Известиях», конечно, в Москве когда-то был легендарный заведующий фотослужбой, легендарный еще со времен «Комсомолки», «Советской России» Владимир Николаевич Шин. В то время с первой по последнюю полосу «Известий», пусть далеко и не в каждом номере, появлялись знаменитые «сквозняки» – говоря современным языком, фотопроекты. Но разве мы могли представить возможности тех «Известий», у которых в штате было, наверное, человек сорок фотокорреспондентов, а может, и больше. В Москве только их человек двадцать было. И те финансовые возможности нам сегодня, конечно, не снились. Когда я работал в «Известиях», нам говорили: «Летите, куда хотите! Но хоть одну карточку привезите». У нас и лучшая аппаратура была, и все необходимое для работы.
– А почему фотослужба «НВ», а не фотоагентство?
А.Ч.: – Мы с коллегами обсуждали идею создания нового фотоагентства. Но было понятно уже тогда, что глобального рынка для пресс-фотографии, рынка профессии в стране, к сожалению, нет. В 2006 году «бумаге» вовсю начали предрекать смерть. А мы еще ваяли бумажное «чудо». И тогда же у нас появилась идея делать эксклюзивы, ежедневные полосы, получившие название «Фототема». Задача была смелая, потому что в газете появились эксклюзивные фотопроекты самого разного направления, практически всех известных и существующих жанров – фоторепортажи, фотоочерки, фотоисследования, портреты… То есть жанровое разнообразие было что ни на есть полное. Многие говорили, что мы не потянем. Я думал, схватившись за голову, где брать кадры. Да, по стране у меня были десятки знакомых сильных фотографов, в Петербурге, конечно, тоже. Но я понял, что надо выращивать собственные кадры. Ведь специфика работы и ее организация – это долгий и сложный процесс.
– Известна проблема повсеместного перепроизводства кадров. Получается, выпускники многочисленных вузов и фотошкол вас не устраивали?
А.Ч.: – Я не питал иллюзий, что прямо сейчас, с ходу найду ребят в команду. Обращался и в вузы, и в специализированные учебные центры, просил руководителей школ и курсов направлять нам толковых ребят. Правда, участников нашего образовательного проекта я никогда не называл студентами или учениками, а воспринимал их скорее как своих соратников. Если я встречал толкового фотографа, то сам в него «вцеплялся» и пытался не отпускать.
В редакции «Невского времени» мы обучали конкретно профессиональной работе. Когда люди затевают фотообразовательные проекты, очевидно, кто преподает, а также то, что их цель – это извлечение прибыли. Наша цель была совершенно иной. Каждую неделю, если ты приходил на занятие и не приносил отснятого проекта, то тебе давали понять: в редакции делать нечего. Этой жесткостью мы отсекали какое-то количество ребят, оставляя лишь самых преданных профессии. Во главе угла была практическая работа, обсуждения, обучение профессиональным технологиям. То есть все у нас знали, как организовать съемку или как написать текстовку к фотографии, чтобы сдать в редакцию полностью готовый продукт.
– Но фотографов, стремящихся закрепиться в медиасфере, не становится меньше даже в кризисное время?
А.Ч.: – Да, но не каждый человек, мечтающий повторить успехи легендарных фотографов, способен самоотреченно работать. Легко ведь ничего не дается. Если ты хочешь играть на скрипке, ты вынужден по пять часов посвящать себя непростым занятиям. Нельзя думать, что я сейчас сниму два так называемых проекта и сразу стану знаменитым и великим. Так не бывает. Нужно не только учиться технической стороне фотографии, но и видеть мир фотографии во вселенском масштабе, во всем многообразии – весь целиком. Если ты хочешь кем-то стать, надо уметь анализировать. Грамотно снимающих людей много. А чего сейчас грамотно не снимать-то?.. Фотоаппарат, автоматическая экспозиция, компьютер с программой, вот тебе, казалось бы, и все. То, чему раньше люди учились годами, сейчас проще простого. Но в профессиональном плане не все просто.
– А сколько людей было в фотослужбе НВ?
А.Ч.: – Подготовку у нас прошло человек двадцать пять. И еще столько же в регионах, сплотившихся вокруг нашей идеи.
– То есть редакция для многих стала трамплином в профессиональном смысле?
А.Ч.: – Куда трамплином-то? Разве что в Москву… У нас в Питере работы мало, мало и тех, кто соотносится с профессиональной журналистикой.
Сегодня есть фотографы, которые за свою профжизнь сняли два-три проекта. И они эти проекты двигают. На Западе, в частности, есть такой разряд фотографов, они под проекты получают гранты. Мы в «Невском времени» тоже не просто снимали проект и тут же о нем забывали, а еще его полгода на выставках показывали, пытались как-то продвинуть. Это правильная работа. Но когда ты занимаешься профессионально фотожурналистикой, у тебя острая нехватка времени. Были хорошие истории, но чтобы их продвигать, все равно не хватало времени.
Члены жюри конкурса «Золотое перо» – 2015 Андрей Чепакин и Нина Куртова
на церемонии награждения называют имя лучшего фотожурналиста по итогам года. Фото Александра Голуба
– И в западных СМИ кризис, и в петербургских. Возможен ли оптимистичный прогноз для профессии?
А.Ч.: – Я в журналистике много лет. Всякие времена бывали. Поэтому верю: в какой-то форме фотожурналистика все равно останется. Люди считают деньги – это понятно. Я знаю многих руководителей сетевых СМИ, которые в частных беседах признаются, что не в состоянии содержать собственных фотографов. Им легче подписаться на дешевую ленту или воспользоваться услугами фотобанка за копейки и выдавать это за иллюстрации к текстам. Но это же несерьезно! Так что профессия фотокорреспондента, несомненно, входит в разряд штучных профессий.
Тиражи газет продолжают падать, а то и вообще издания прекращают свое существование – вспомним наши газеты «Смену», «Вечерку» и НВ – в небытие уходят некогда могущественные газетные бренды. Но что бы ни происходило, настоящий фотожурналист, остающийся в профессии, все равно получает кайф от нее. И пусть газеты теперь читают какие-то гурманы. Да, так сложилось. В такое время мы живем. Но профессия останется.
– Может фоторепортер где-то еще сегодня заработать деньги?
А.Ч.: – Где сейчас фотографией заработать?.. Все вокруг с фотоаппаратами ходят. Все хорошие ниши, которые кормят, заняты. Та же свадебная фотография. Попробуйте туда суньтесь. Там достаточно жесткая конкуренция. Я знаю такие примеры, когда ребятам удается какое-то место застолбить, скажем, в свадебной фотографии, и она их не засасывает полностью. Кто-то успешно занимается документальными проектами, которые можно назвать журналистскими, – для фондов, например. Кто-то занят корпоративными съемками.
– И в заключение, хочется спросить, какие события готовит недавно созданная в СЖ Гильдия фотожурналистов?
А.Ч.: – Не забывая о ветеранах, будем строить свою работу в расчете на молодежь: без этого не будет будущего ни у СЖ, ни у гильдии.
Да и самим молодым фотографам союз и гильдия нужны больше, чем зрелым и состоявшимся. Главная моя забота сейчас – это находить фронт работ для толковых молодых фотожурналистов. Учить сейчас много кто умеет (смеется), а вот попытаться хоть как-то устроить дальнейшую творческую и трудовую жизнь молодого репортера - увы!
Я рад, что хоть какую-то часть фотографов мне удается обеспечить настоящей профессиональной работой: ребята ездят в командировки, снимают разноплановые проекты. Не за горами первые выставочные и образовательные проекты в рамках тесного сотрудничества с СЖ. Совместные активности с другими профильными комиссиями СЖ и гильдиями.