Размышления в День печати
13 января – День российской печати. Сейчас его воспринимают уже, как памятную дату, которая касается всех журналистов, но изначально он замышлялся, как праздник для сотрудников газет и журналов.
В последние 30 лет газетная индустрия в России испытывает серьезные проблемы. Появление широкополосного интернета в наших городах, так же, как и в большинстве населенных пунктов Западной Европы и Северной Америки, привело к резкому сужению рынка печатной прессы.
В Петербурге самым печальным в этом плане стал 2015-й год, когда в одни день были закрыты «Невское время», «Смена» и «Вечерний Петербург» (позже возрожденный благодаря амбициям Вячеслава Макарова). Известный московский менеджер, получивший в тот момент в управление активы «Балтийской медиа группы», решил радикально «сократить расходы и повысить доходы». Убийство трех изданий г-ну Габрелянову не помогло – его довольно быстро убрали из Петербурга, из-за плачевных результатов его деятельности.
Однако тенденция на сокращение загрузки типографий продолжалась и дальше. За несколько лет почили в бозе печатные версии таких газет, как: «Спорт День за Днем», «Мой район», «Бюллетень недвижимости», «Ваш тайный советник». Важно отметить, что при этом большинство редакций продолжили свою деятельность в сети. Журнал «Город 812» ныне выходит из типографии раз в год, а не еженедельно, как много лет назад. В 2022-м году по известным причинам перестала выходить «Новая газета в Санкт-Петербурге».
Сказать, что в северной столице любители газет и журналов вообще лишились удовольствия взять в руки любимо издание, нельзя. Выходят бесплатные многотиражные информационные газеты, принадлежащие городской администрации. Выпускаются районные и более ста муниципальных газет. Не говоря уже про то, что продолжают поддерживать высокий уровень такие известные бренды, как «Санкт-Петербургские ведомости», «Деловой Петербург» или «Собака.ru».
Беда в том, что из примерно 140 информационных общественно-политических изданий, которые выходят в городе, к журналистике подавляющее большинство имеет отношение лишь номинально. Почти все они – это PR-инструмент чиновников или депутатов. Желающие поспорить могут ознакомиться с титаническим трудом коллег из «Фонтанки», которые чуть более года назад осилили чтение всех 111 муниципальных газет.
Сегодня сложно предсказать, когда в городе на Неве киоски по продаже прессы окончательно превратятся в книжные лавки с холодильниками для газированных напитков. На рубеже веков было достаточно прогнозов, что уже в 2020-м году в нашей стране печатные издания уйдут в историю. Однако, сегодня в Петербурге можно бесплатно прочесть выпуск «Метро» или «Петербургского дневника», купить свежий номер «МК в Питере» или «Коммерсанта».
Последний, кстати с января перестал выпускать местные полосы в бумажном виде. Такое решение приняло руководство ИД Ъ в Москве, но не только в отношении Петербурга. Тоже самое происходит и в других регионах страны. На редакции местного «Коммерсанта» это событие не отразится. Она в прежнем составе продолжит работать над материалами для газеты, а также региональным сайтом и своими аккаунтами в соцсетях. Яркий пример того, что тенденция поглощения всемирной сетью типографских станков не ослабевает.
13 января все больше становится днем, когда принято вспоминать о былом величии печатных изданий. Наверняка в учебниках истории журналистки будут разделы, посвященные взлетам и падениям петербургской «Смены» или «Часа Пик», невиданным коммерческим успехам издательских домов «Реклама-Шанс» или «Калейдоскоп». Это тоже история городской прессы, которую стоит хранить и изучать. Пока учебники ещё не написаны, можно отправиться в Дом журналиста на Невском, где сегодня открылась выставка, посвященная истории «Санкт-Петербургских ведомостей». Это издание в учебники истории не торопится.
Петр Годлевский
(текст из Telegram-канала СаМИ
https://t.me/SaMIspb)
Скан с сайта https://ryazpressa.ru