«Спорт, радио и фото привели меня в журналистику»
Сегодня исполняется 85 лет известному ленинградскому-петербургскому спортивному журналисту Борису Владимировичу Гнусову.
Борис Владимирович - член Союза журналистов СССР с 1976 года, а ныне член Санкт-Петербургского Союза, мастер спорта СССР, судья всесоюзной категории по радиоспорту (охота «на лис»), талантливый журналист, фотограф, главный редактор и даже киноактёр, одним словом - многогранная личность. Но лучше всего о нём расскажет он сам. Поэтому сегодня, вместе с искренними поздравлениями, мы решили опубликовать поучительный и очень интересный очерк Бориса Гнусова, о том как становятся журналистами.
Свой день рождения каждый год я отмечаю 15 января. Интересно, что в этот день родился Александр Сергеевич Грибоедов. Случайное совпадение? А то, что я 10 лет провёл в стенах замечательной ленинградской школы № 203 имени А.С. Грибоедова, это тоже случайность? Нет, это судьба, которая подарила мне любовь к литературе, родному языку и выбору жизненного пути. Наша школа на Кирочной улице не имела какой-то специальной направленности, но, тем не менее, многие её ученики в последствии стали признанными деятелями культуры, искусства, спорта. Достаточно сказать, что в параллельном классе учился мой сверстник будущий лауреат нобелевской премии Иосиф Бродский, несколько раньше закончили обучение гроссмейстер Виктор Корчной, певец и поэт Евгений Клячкин.
Школа была мужской, но в восьмом классе к нам присоединились девочки из соседней женской школы, которая вошла в историю как Анненшуле, а моей соседкой по парте стала симпатичная девушка Галя Шурепова, которая после окончания школы поступила в ГДОИФК имени П.Ф. Лесгафта и стала там мастером спорта и чемпионкой СССР по подводному плаванию. После окончания этого спортивного ВУЗа Галина уехала на Дальний восток, где получила офицерское звание и стала единственной в стране женщиной-военным водолазом. А позже была направлена в Севастополь, где долгие годы работала дрессировщицей боевых дельфинов.
Мои родители познакомились на кафедре физкультуры Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова, где отец - военный врач третьего ранга преподавал, а мама работала секретарём учебной части. Отец занимался спортивной гимнастикой и был призёром и чемпионом города, мама играла в волейбол в команде ЛДО (Ленинградского дома офицеров). Не мог остаться в стороне от спорта и я, в школьные годы занимался в секции вело/коньки на стадионе ДСО «Искра», играл за школу в баскетбол. Но неожиданно, когда мне было четырнадцать лет, в моей жизни появилась экзотика под названием радиоспорт, в котором я выбрал для себя несколько его направлений: радиосвязь на коротких и ультракоротких волнах, а также охоту на «лис», которая теперь имеет более приземлённое название спортивная радиопеленгация. К десятому классу я уже получил первый спортивный разряд и принимал участие в соревнованиях взрослых спортсменов. Это увлечение осталось со мной на всю жизнь, позади звание мастера спорта, судьи всесоюзной категории, титулы чемпиона Ленинграда и победителя всесоюзных и международных соревнований. С годами стал пробовать себя на тренерском поприще и несколько раз приводил сборную команду Ленинграда на пьедестал почёта, а моя подопечная мастер спорта Нина Кожарская завоевала титул чемпионки СССР по охоте на «лис».
В пятом классе мне подарили старенький немецкий фотоаппарат простейшей конструкции, с которого был скопирован и выпущен в продажу советский широкоплёночный аппарат «Комсомолец». Быстро освоил фотосъёмку, фотографии стали украшать школьную стенгазету и пополнять альбомы родственников. Многому научился по книге «25 уроков фотографии», а позже в моей домашней библиотеке появились и более серьёзные книги по фотографии. Так фотолюбительство тоже вошло в мою жизнь как серьёзное увлечение. С появлением нормального фотоаппарата и нескольких сменных объективов выбрал для себя жанр фоторепортажа, которому верен и по сей день. Позади уже восемь зарубежных персональных выставок.
Итак, спорт, радио и фото. Всё это и привело меня в журналистику, а точнее в спортивную журналистику. Первая публикация появилась сразу в газете "Ленинградская правда". Это была небольшая статья, которую сопровождала моя фоторабота. И, естественно, в качестве темы был выбран радиоспорт. Зашёл в первый попавшийся кабинет редакции и протянул рукописный листок сотруднику за ближайшим столом. Он успел прочитать только заголовок и сразу сказал: «Это к Таратыновой». Увидев мой растерянный взгляд встал и предложил: «Пойдём, я провожу».
Из-за стола встала молодая энергичная женщина, с улыбкой протянула мне руку и назвалась Зоей. Усадила напротив себя и внимательно прочитала текст. Одобрила приложенную фотографию и сказала: «Я уверена, что на это тему в нашей газете никогда раньше публикаций не было, никаких правок делать не буду, и мы с удовольствием опубликуем твою информацию. Хорошо, что приложена качественная фотография - она многим читателям поможет понять о чём идёт речь». (Публикуем фото той первой публикации - ред.)
Так в восемнадцать лет я сделал первый шаг в увлекательный мир журналистики, которая стала целью всей моей жизни.
Три года армии провёл за рулём и прошёл путь от рядового до старшего сержанта на офицерской должности командира автомобильного взвода. О радиоспорте речи не могло быть, но спорт никуда не делся: играл за свою воинскую часть в баскетбол и гандбол. Догадался взять с собой в армию фотоаппарат, в клубе мне выделили комнатушку для проявки плёнок и печати фотографий и, пока мои солдаты смотрели кино, я успевал напечатать фотографии для полковой стенгазеты и некоторые прикладывал к своим статьям, которые высылал в редакцию газеты «Красный боец» Уральского военного округа.
После возвращения из армии стал работать старшим тренером ленинградского городского радиоклуба, на работе был занят в вечернее время, и у меня была возможность днём и в выходные дни посещать соревнования по различным видам спорта, брать интервью у известных спортсменов и тренеров готовить материалы для публикации в ленинградских газетах и газете "Советский спорт". Часто бывал на соревнованиях по непопулярным видам спорта, куда не заглядывали наши маститые спортивные журналисты, и мои "информашки" с удовольствием публиковали сразу несколько газет. Естественно, под разными псевдонимами и значительно изменёнными текстами.
После вступления в члены Союза журналистов СССР из двух редакций поступили предложения перейти к ним на штатную работу. Но я настолько привык к своему статусу свободного журналиста без обязательств перед какой-либо редакцией посещать летучки и планёрки и выполнять редакционные задания, что с удовольствием продолжал сам находить темы для публикаций и место для их размещения. Но при этом наиболее тесные связи сложились с двумя редакциями: «Вечернего Ленинграда» и «Ленинских искр». Заведующий отделом спорта «Вечёрки» Валентин Семёнов поступил конструктивно: установил для меня в отделе письменный стол и выделил виды спорта, о которых хотел бы получать мои публикации.
Однажды в буфете дома прессы ко мне за столик подсела главный редактор нашей пионерской газеты. Мы разговорились, и Валентина Львовна Бианки сделала неожиданное предложение о сотрудничестве. Тему детского спорта другие редакции не поднимали, и я понял, что мог бы попробовать. Стал посещать соревнования и спартакиады школьников и даже выезжал в пионерские лагеря, где спортивная жизнь кипела и была достойна рассказов о ней в газете. С учётом специфики читательской аудитории мне пришлось менять тематику и привычный стиль подачи материала. И всё получилось: меня тепло принял редакционный коллектив, а Валентина Львовна официально возвела в ранг спортивного обозревателя газеты.
Однажды я пришёл в отдел «Вечернего Ленинграда» и увидел незнакомого мне посетителя, который о чём-то беседовал с Валентином Ивановичем Семёновым. Оказалось, что речь шла обо мне. Дело в том, что главная редакция информации ленинградского телевидения получила разрешение на ежедневный выпуск получасовой новостной программы по образу и подобию программы «Время» центрального телевидения. Для запуска программы было необходимо срочно найти спортивного комментатора для пятиминутных спортивных новостей в конце программы.
На эту роль уже пробовались несколько наших пишущих обозревателей, но их кандидатуры были отклонены. Оказывается, работа в прямом эфире для пишущих журналистов оказалась неожиданно сложной. Кто-то не подошёл из-за своей внешности, у кого-то страдала дикция. Дошла очередь и до меня. Микрофона я не боялся, сказалась практика проведения связей в соревнованиях на коротких волнах. Внешность также моих «купцов» устроила. Так неожиданно я сменил жанр в журналистике. Это была интересная и живая работа, материалы для своих пятиминуток находил сам без помощи корреспондентов, а внестудийный видеоряд снимали кинооператоры редакции. К сожалению, наша программа прожила недолгую жизнь и была закрыта. Я думаю, что причиной был «окрик» из Москвы, которую не устраивало, что наша программа выходила в эфир на два часа раньше программы «Время», и многие новости москвичи повторяли уже за нами.
Приближался возраст выхода на пенсию, в стране шла горбачёвская перестройка. Появилось новое понятие - совместное предприятие с зарубежным партнёром. А мне с самой неожиданной стороны поступило предложение возглавить в качестве генерального директора совместное Советско-Финляндское предприятие, специализирующееся в области международного туризма. Предложение сделал старый знакомый и товарищ по радио-хобби Юкка из Лахти, который в качестве финского партнёра надумал учредить это предприятие. С советской стороны своё согласие на участие дало министерство строительства автономной республики Карелия. Мне кроме частых зарубежных поездок была предложена высокая зарплата, что в то время помогло бы получить максимально высокую пенсию. Я сообщил своему финскому коллеге, что могу дать согласие, но при условии, что буду по-прежнему находить время для занятий журналистикой. И одновременно предложил на базе нашего СП учредить журнал на финском языке для потенциальных туристов из Финляндии. Это было время развития добрососедских отношений между Финляндией и СССР, финские туристы легко получали визы в нашу страну и посещали места, связанные с их детством, могилы их предков, и оставленные в своё время дома. Особой популярностью пользовались автобусные поездки в Выборг, Зеленогорск, Приозерск, Сортавалу. Вновь учреждённый журнал издавался на финском языке и рассказывал о нынешней жизни Карельского перешейка и территории восточнее Ладожского озера.
Бытует мнение, что каждый актёр мечтает стать режиссёром. Возможно, что многие журналисты также не прочь сделать карьеру и занять кресло главного редактора. В моём случае это произошло автоматически. Удалось создать хорошую корреспондентскую сеть из журналистов районных газет Ленинградской области и республики Карелия. Мне оставалось «причесать» полученные от наших корреспондентов материалы и сверстать очередной номер на русском языке с приложением фотографий. Перевод на финский язык делала группа профессоров и преподавателей факультета иностранных языков петрозаводского университета. Журнал долго пользовался широким вниманием в Финляндии, имел много постоянных подписчиков и рекламодателей, а также рассылался по библиотекам страны.
И ещё один интересный штрих в моём жизнеописании – по стечению обстоятельств, однажды мне пришлось сняться в кино, заменив популярнейшего актёра Валентина Гафта. В нашумевшем в своё время фильме режиссёра Динары Асановой «Пацаны» я сыграл роль супруга одной из героинь, которую исполняла народная артистка РСФСР Екатерина Васильева (см. на одном из фото – ред.). Но артистом я не стал, хотя, после экранного мужа в «Пацанах», предложения от режиссёров поступали.
А что сейчас на «глубокой» пенсии? Продолжаю публиковать материалы из своего архива в нескольких интернет-форумах, участвую в круглых столах и соревнованиях по радиосвязи. Как говорится, жизнь, в том числе журналистская, продолжается.
Фото из личного архива Бориса Гнусова