ТВ и Интернет: конкуренция или партнерство?
На первом образовательном форуме Branch Marketing, прошедшем 19 – 20 сентября в Петербурге, состоялся Круглый стол «Секреты успеха». Свой доклад на тему «Ловцы человеков: единство и борьба телевидения и интернета в погоне за аудиторией» представили шеф-редактор сайта телеканала «100 ТВ» Дарья Кохреидзе и ее заместитель Руслан Васильев. Докладчики пытались объяснить, какие возможности телевизионщикам дает интернет.
Вопрос взаимоотношений телевидения и интернета очень болезненный, особенно для телевизионщиков. Телевидению как бизнесу прочат мрачное будущее. Главное опасение: хлеб у ТВ отберет интернет, куда происходит отток аудитории. Происходит старение и уменьшение аудитории эфирного телевидения, всё больше пользователей смотрят новости в интернете. Об этом рассказала Дарья Кохреидзе, шеф-редактор вэб-редакции телеканала «100 ТВ»:
За кого борются телевизионщики?
До сих пор встречаются противники выкладки телевизионных новостей на сайт: опасаются, что их никто не будет их смотреть по ТВ. Есть такой взгляд: можно жить по-прежнему, ничего не предпринимая. Просторы нашей родины мало интернетизированы, и в провинции, где присутствуют три телевизионных канала, их всё равно смотрят. Пока так происходит, телевизионщикам хватит и хлеба, и денег. Приверженцы иного взгляда ориентируются скорее на Васю-хипстера, который пользуется Instagram и другими социальными сетями. В Интернет активно вливают финансы. Получается, телевизионщики борются не за зрителя, а за монетизацию – рейтинги, доли, просмотры, «лайки»… Мы боремся за конкретные материальные вещи.
«Вирусное видео». Хорош ли популярный контент?
Для того, чтобы контент начал как вирус распространяться по Сети, иногда достаточно небольшого усилия. С удачным заголовком может выстрелить и маленькая новость. Например, основанная на записи Николая Валуева в Твиттере. В первые полчаса её мало смотрели на сайте. Но редактор поставил заголовок: «Николай Валуев наказал водителя-лихача одним своим видом» , и она мгновенно появилась на «Яндексе». Сайт заработал на рекламном блоке. Но контент этот, по сути, слова доброго не стоит.
На продвижение телевизионного контента тратятся большие деньги. Контент в интернете может продвигать себя сам. И, конечно, самый мощный промоутер – это социальные сети.
Почему один контент выстреливает, а другой нет? Бывает, видео специально создают для того, чтобы его хорошо смотрели и по ТВ, и по интернету, но этого не происходит. Часто на телевидении делаются обзоры роликов из интернета или видео с видеорегистраторов. Но если исходный ролик на YouTube имеет массу просмотров, то дайджест не смотрит никто.
Кто же выигрывает: ТВ или Интернет?
Проще показать ролик с YouTube, чем снять оригинальную новость. Это менее трудозатратно, а деньги всё равно пойдут. Кажется, что выигрывает от этого и ТВ, и интернет. Но включаясь в эту игру, телевидение перенимает правила интернета с его информационной дробностью, неточностью и субъективностью информации. Пользуясь информацией из сети, мы рискуем быть неточными. Информационные редакторы зачастую боятся использовать конкретные числа, цифры, названия: велика вероятность, что информация десять раз устареет и окажется неправильной. Вот почему новости на ТВ стали такими обтекаемыми. Новость начинает быть похожей на сплетню или слухи. Они генерируются агентством ОБС («Одна баба сказала») и через социальные сети распространяются по разным каналам. Появляются «информационные мутанты», гибридная информация – «телевизионно-интернетное видео». Рядовые телеканалы как могут проверяют информацию, но если нужно срочно выходить в эфир, приходится выкручиваться. Проще обойтись словами «возможно» или «по мнению некоторых блоггеров». И здесь – телевидение проигрывает. Выигрывает интернет от использования телевизионного контента.
Но и Интернет уступает телевидению. Представим, что информационный канал имеет голос. У телевидения он ровный, звучный, слышен всем. А интернет – это хор нестройных голосов, перебивающих друг друга, где не очень различишь правду. До информации еще нужно добраться, переходя по ссылкам. Телевизор же можно слушать, даже занимаясь делами.
Кажется, что информационное поле очень широко, особенно в интернете, где огромное количество любого контента. Тем не менее, все говорят об одном и том же – и когда включаешь телевизор, и когда заходишь на сайт. В данный момент отношения интернета и телевидения напоминают отношения слепого и безногого из знаменитой притчи. Безногий сидит на плечах слепого и руководит, куда тому идти. Они бы рады друг от друга избавиться, но пока не могут.