Арина Бородина: «Телевизор – не просто предмет быта»
Известная читателям многих СМИ обозреватель Арина БОРОДИНА провела в Петербурге мастер-класс. Журналистка представила свое видение того, что сегодня происходит в российском эфире.
Арина Бородина:
– Серый телевизор очень популярен: даже те, кто его не смотрит, так или иначе слышат, что показывают и какие тенденции в нем существуют. Я считаю, люди лукавят, говоря, что не включают телевизор. Ведь в такой большой стране это не просто предмет быта, а именно средство коммуникации, которое хорошо работает. Чем дальше от Москвы, тем хуже развит Интернет, а значит, люди в большинстве своем получают информацию из телевизора. И развлечения – это тоже телевизор.
Новостные программы вытеснили сериалы и фильмы
– Телевизионная социология – вещь несовершенная, она показывает среднее мнение. Если посмотреть на двадцать самых популярных телепрограмм за неделю, с 5 по 11 мая, самой популярной по количеству просмотров была трансляция парада 9 Мая на Первом канале. За ним – специальный выпуск новостей, четыре выпуска программы «Время», программа «Пусть говорят» с Андреем Малаховым, программа «Вести» (вечерний выпуск), программа «Время», программа «Пусть говорят», два выпуска программы «Время», трансляция парада на канале «Россия 1», фильм «Не покидай меня», сериал «Переводчик», фильм «В бой идут одни старики», программа «Вести». То есть в этой двадцатке больше половины занимают информационные выпуски. Понятно, с чем это связано. Тенденция продолжается с января.
Например, максимальный показатель программы «Время» – 26% телевизионной аудитории (стабильно каждый вечер), а это четверть общероссийской аудитории, смотрящей телевизор. Что рассказывают в программе «Время», все примерно представляют, а значит, мы можем оценить мощь этого в чистом виде пропагандистского ресурса.
Надо заметить, что сегодняшняя ситуация – единственная за последние двадцать лет, когда этот канал коммуникации настолько силен и востребован. Новостные программы вытеснили и сериалы, и фильмы, и развлекательные программы. Следствие – президент наградил ряд сотрудников телевизионных каналов орденами и медалями за правильное отображение событий, и это беспрецедентный случай: награжденные не находились в зоне боевых действий, они находились в лучшем случае в эфире, а менеджеры – за кадром. Это подчеркивает важность информационной операции для руководства страны.
ТВ интересует Крым, а не проблемы пенсионеров в Петербурге
– Все вечерние выпуски новостей увеличили свой хронометраж. Программа «Вести», например, несколько раз шла с перерывом на «Спокойной ночи, малыши» около двух часов. Большинство сюжетов – про Украину, жизнь России тем временем ушла куда-то на задворки. Это неправильно. И, казалось бы, должно вызывать раздражение, ведь пока по телевизору обсуждают проблемы пенсионеров в Крыму, проблемы пенсионеров в Петербурге или каком-то другом регионе никого не интересуют. Но рейтинги показывают обратное: эти новости вызывают интерес, их смотрят, что, безусловно, является успехом государственной телевизионной пропаганды. С профессиональной точки зрения то, что творится на каналах в этом ключе, – профессиональное преступление.
Первый канал, «Россия» и НТВ имеют долю аудитории порядка 50%, покрывая при этом почти всю страну. То есть подавляющее большинство людей смотрят эти каналы. Всего у нас 20 эфирных каналов, и из них все, которые имеют меньше 10% аудитории (молодежные, кабельные и т. п.), не имеют влияния, никак не формируют повестку дня.
Люди, которые смотрят телевизор, в целом консервативны, не меняют своих предпочтений. На протяжении десятилетия (с 2002 по 2013 год) новогоднее поздравление президента (и Путина, и Медведева) было в топе. Существует традиция смотреть Евровидение. Трансляции футбольных матчей очень популярны (например, в 2002 году в рамках чемпионата мира был матч между Россией и Японией, проходивший в Москве, когда 75% аудитории смотрели именно его по телевизору).
9 мая все смотрят парад, причем на Первом канале. В этот день, так же как и в канун Нового года, аудитория объединяется: молодежь, старики и люди среднего возраста смотрят одну и ту же трансляцию.
Региональные предпочтения
– Общероссийская телевизионная аудитория – понятие абстрактное, которое по своим данным может существенно отличаться от исследований конкретного региона или города. В Санкт-Петербурге в десятке самых популярных программ по итогам 2013 года – три матча с «Зенитом». Разумеется, ни в каком другом городе эта трансляция не прошла в топе. А, например, в Ставрополе самая популярная передача – «Пусть говорят». Во Владивостоке на первом месте оказался фильм «Аватар» с совершенно запредельным рейтингом. В Казани все программы были вытеснены информационными выпусками, когда случилась катастрофа «боинга». Трансляция открытия Универсиады вошла в десятку, в то время как в Самаре или Новгороде ее смотрели не очень активно.
То есть рейтинги по регионам и городам отличаются. Даже в момент катастроф люди продолжают жить привычной жизнью (Казань – исключение), смотреть привычные для себя программы. Так, например, в Волгограде специальные выпуски новостей, связанные с терактами, были в хвосте рейтинга, а наверху – новогодние шоу и поздравление президента.
Фото автора