В гостях у польских журналистов
В прошлом году Петербург принимал участников российско-польской конференции по современным проблемам журналистики. В июне 2016 года руководство нашего Союза было приглашено в Варшаву для продолжения контактов.
Председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Фомичева верит в потенциал такого журналистского взаимодействия и положительно смотрит на продолжение сотрудничества. Во время пребывания в Варшаве петербуржцы ознакомились с работой ведущих польских СМИ – газет Rzeczpospolita и Gazeta Wyborcza, еженедельников Wprost и Do Rzeczy. Ньюсрумы редакций потрясают своими масштабами. Состоялись также встречи с теле- и радиожурналистами.
В отличие от России, в Польше очень развит сегмент общественно-политических печатных изданий. Некоторые из них являются успешными медийными проектами, приносящими прибыль своим владельцам. Сегмент представлен самыми разными изданиями – и подконтрольными правительству, и частными независимыми, пытающимися сохранить нейтралитет в вопросах освещения политической жизни, и партийными газетами. В 2015 году в стране состоялись парламентские выборы, приведшие к смене власти и, по мнениям некоторых, к заметным переменам в медийной сфере. По словам коллег, после выборов прокатилась волна масштабных кадровых перестановок в общественных и государственных СМИ. Так уж устроена власть, что пытается окружить себя подконтрольными медиаресурсами и стремится к влиянию через них на общество. Но для сохранения свободы слова очень важно соблюсти равновесие на медийном рынке, позволить существовать частным и независимым от государства СМИ. Но именно частным СМИ все труднее противостоять современным вызовам. Например, в ситуации, когда крупные подконтрольные правительству рекламодатели прекращают сотрудничать с независимыми СМИ или когда под административным нажимом они выдавливаются из привычных точек распространения.
Кто-то думает иначе, полагая, что «уровень демократии остается тем же» и что все СМИ поставлены в равную ситуацию и одинаково вынуждены выживать в жесточайших рыночных условиях. В редакции журнала Wprost, в частности, нам рассказали, что журналисты не испытывают никакого давления со стороны владельцев, ведь это гарантирует устав редакции.
На прошлогодней конференции в Петербурге польские участники весьма сочувственно выслушали рассказ своих коллег об ужесточении российского законодательства в медийной сфере. Но сегодня некоторые из них сетуют: и в Польше не все гладко. Некоторые ситуации уж слишком напоминают процессы, протекавшие у нас много лет назад. И все же многие наши коллеги в Польше не склонны драматизировать ситуацию, поскольку убеждены: на страже их прав стоит единое европейское законодательство и гражданское общество. Там есть прививка от пропаганды, и на нее всегда будет негативная реакция со стороны общества, что в случае чего приведет к низким рейтингам и оттоку аудитории от медиаресурсов.
Но можно ли сегодня говорить о журналистской солидарности в Польше? Увы, на этот вопрос практически все в один голос говорили, что ее попросту нет. Тем не менее в Польше действует старейший творческий Союз – Ассоциация польских журналистов. Какое-то время назад появился новый медиапрофсоюз, но пока неизвестно, составит ли он заметную конкуренцию традиционной организации.
Коллег из питерского Союза были рады видеть в местном Домжуре, в Ассоциации польских журналистов. Председатель ассоциации Кшиштоф Сковроньский увидел много параллелей в истории и деятельности двух союзов – польского и питерского. «У нас похожая структура, у нас много общего», – заметил он.
Сегодня в польском СЖ 2800 членов и 16 региональных отделений. Усилиями журналистов издается профессиональный журнал. Члены Союза платят символические взносы. Выживать удается за счет сдачи в аренду помещений здания, находящегося у журналистов в собственности. У журналистов есть дом отдыха в городе Казимеж.
Как заметил глава ассоциации, «сегодня по всему миру остается все меньше мест, где профессиональные журналисты могут заработать достаточно средств. Это общемировой тренд. Все труднее найти работу, и поэтому проблема фриланса одинакова для многих стран. Но работу найти можно. Главное, верить в себя!» – убежден он. Кшиштоф Сковроньский основал собственную интернет-радиостанцию и смог трудоустроить пятнадцать журналистов. На вопрос, долго ли будет существовать бумажная пресса, он с улыбкой отвечает: «До конца света!»
В Польше некоторым общественно-политическим изданиям по-прежнему удается сохранить немалые тиражи. (К примеру, одно из них выходит 160-тысячным тиражом). И все-таки печатные СМИ теряют своего традиционного читателя. Все больше внимания удостаиваются интернет-ресурсы. Но реклама в Интернете слишком дешева и рекламные расценки не те, что в печатных СМИ и на ТВ. Редакции польских СМИ постоянно ищут эффективные способы привлечения средств, например, за счет платного онлайн-контента, набирающего заметную популярность у читателя.
Многие наши польские коллеги хотели бы посетить Петербург – кто-то впервые, а кто-то уже не в первый раз. «Наш Союз, – сказали мы, – вас с удовольствием примет». Журналисты обеих стран интересуются опытом друг друга. Надеемся, такой обмен профессиональным опытом будет продолжен.