Никаких творческих мук – настоящее рождается легко!
Рубрика "ЖЗЛ: Золотое перо". Виктор Богорад - лауреат в номинации "За вклад в развитие журналистики" конкурса "Золотое перо"-2017.
На церемонии награждения победителей профессионального конкурса журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области «Золотое перо»-2017 лауреатом в номинации «За вклад в развитие журналистики» стал Виктор Богорад, мастер политической карикатуры – редкого, почти исчезнувшего направления в журналистике. Художник, чьи работы находятся в частных коллекциях Германии, Швейцарии, США. Обладатель около двадцати международных премий и премии «Золотой Остап». Почетный член Академии художеств РФ. Карикатурист-философ, который, по собственному признанию, творит легко и, создавая свои бесчисленные скетчи, едва успевает за образами, рождающимися в воображении.
Инженер-художник. Становление мастера
Говорят, что гению не надо помогать – он пробьется сам. И Виктор Богорад – наглядный тому пример. К счастью, родители не помешали ему развивать свой талант. Маленький Витя из-за частых простуд не мог посещать детский садик. Ну чем бы дитя ни тешилось? И родители оставляли ребенка наедине с большим куском ватмана – чтобы на весь день хватило. А вечерами, приходя с работы, находили листы бумаги, изрисованные вдоль и поперек. Жаль, первый опыт художника не дошел до наших дней. Ведь именно тогда, считает Виктор Борисович, и начался его путь в искусство.
- Это было замечательное времяпровождение, хотя родители не считали мои рисунки серьезными. Отец называл их каракулями. В школе я рисовал все, что приходило в голову. А в 5-м классе сделал шарж на учителя рисования, после чего был освобожден от этих уроков. Учитель ставил мне в четверти «пятерки», а я приносил по натюрморту только на городские выставки. Одноклассники мне безумно завидовали. Когда я заканчивал среднюю школу, то рисовал уже серьезно. Хотя нигде не учился. Мои попытки заниматься в художественной школе закончились тем, что после нескольких рисунков гипсовой головы преподаватель сказал, что больше ничему меня научить не может.
После окончания школы надо было поступать в вуз, и первое, что приходило на ум, - художественное образование. К этому времени у Виктора накопилось большое портфолио графических работ и рисунков, выработался свой собственный стиль. И судьба опять привела его именно к тому человеку, который не стал мешать развиваться гению. Это был академик Копейкин: именно его родители попросили проконсультировать талантливого абитуриента.
- Он посмотрел и сказал: «У тебя уже рука поставлена, зачем ее ломать?» Я очень благодарен ему, потому что некоторые мои друзья, поступившие в Академию художеств, потом стали как все. Да и неинтересно было рисовать соцреализм. Мне сразу стало понятно, что за то, что я хочу рисовать, мне платить не будут. В школе я хорошо учился по математике и физике, поэтому легко поступил в ЛЭТИ на радиотехнический факультет и выбрал специализацию телевидение. В институте тоже учился хорошо, но все конспекты у меня были изрисованы юмористическими карикатурами, которые «ходили по рукам».
Однажды мой приятель и однокурсник Леонид Песок отнес мои картинки в журнал «Аврора», где их напечатали. Это была моя первая публикация в 1973 году. С той поры мы стали работать тандемом: он придумывал, я рисовал. В это же время я увлекался авангардом и участвовал в одной из первых квартирных выставок авангардного искусства в Ленинграде. Вместе с Сергеем Ковальским и Борисом Митавским мы составляли группу «Инаки». Я до сих пор сохраняю связи с авангардистами, являясь членом Товарищества Экспериментального Искусства при Музее нонконформизма (Пушкинская-10). Там есть мои работы – но не карикатуры, а графика с элементами юмора.
А в 1974 году мы с Леней послали свои работы на международный конкурс в Югославию, в котором участвовало около тысячи карикатуристов, и получили первую премию «за самый смешной рисунок». Я хорошо помню эту картинку: по дороге идет очень грустный человек, и в голове у него торчит гвоздь, а за углом стоит другой человек, поджидая его с молотком. После этого я окончательно ушел в карикатуру.
После окончания института в 1974 году Виктор Богорад работал по специальности: сначала инженером, потом ведущим инженером в НПО «Ленинец» и на заводе «Русский дизель». И все эти годы продолжал рисовать карикатуры, публикуя их в «Литературной газете», «Смене» и других изданиях. А на работе слыл таким серьезным человеком, что никто не догадывался, что автор карикатур и инженер – одно и то же лицо. Неизвестно, сколько времени пришлось бы совмещать два разнополярных поприща, но тут вновь вмешались внешние силы: изменилась политическая ситуация. В 1989 году, когда предприятие стояло перед угрозой закрытия, Богорад получил неожиданное приглашение на должность главного художника в газете «Перекресток». На этом карьера инженера закончилась, и началась профессиональная деятельность художника-карикатуриста.
- Это было молодежное издание обкома комсомола, редакция которого находилась в Смольном. Буквально за день до выхода на работу я вдруг приобрел бешеную популярность. Это случилось благодаря нашему телевидению, которое транслировало на всю страну конференцию Ленинградского обкома партии. Выступавшая там секретарь по идеологии заявила, что на страницах газеты «Смена» совершен акт вандализма по отношению к гербу «серп и молот». И картинку эту сделал некто Богорад. Тут мое имя начали склонять на все лады, предложили даже принять новый закон, который позволял бы таких «богорадов» не только осуждать морально, но и привлекать к уголовной ответственности.
На следующий день я прихожу в редакцию, появляюсь в столовой Смольного и вижу, как все оборачиваются в мою сторону, восклицая: «Это тот самый Богорад!» Было очень смешно. Конечно, никаких репрессий не последовало. Картинка в «Смене» была вполне безобидная: идут бюрократы на демонстрацию, а серп и молот на их транспаранте соединены скрепкой. Да и напечатана она была намного раньше конференции: им просто нужно было отрицательный пример показать.
Смена. 1991 год.
Эпоха политической карикатуры
Со «Сменой» связан большой творческий период жизни художника. Эта газета первой с 1985 года стала публиковать карикатуры Богорада на первой странице. А в 90-е и другие издания завели специальные рубрики и штатную единицу – художник-карикатурист. У Богорада появилась полная свобода рисовать все, что он думал по поводу происходящего: в редакциях ждали его карикатур, которые иногда становились пророческими.
- Я работал в «Смене» до 2000 года, несколько раз уходил и вновь возвращался в газету. Много делал политической карикатуры на Горбачева, Ельцина. В 90-х годах вообще не было никаких табу на темы. В свое время Ельцину же сказали, чтобы он не обижался на пародию, и он этого не делал.
В начале 2000-х годов Георгий Урушадзе пригласил меня участвовать в создании своей книжки «Избранные места из переписки с врагами» (по материалам расследования ГКЧП), и я оформлял ее карикатурами, которые публиковались в «Смене». А когда книгу презентовали в Москве в присутствие Горбачева и депутатов, оказалось, что мои картинки совпали или предваряли решения, которые принимали в Кремле. Это была фантастика!
В 1993 году в городе стала выходить газета «Сегодня. С утра до вечера», которая издавалась на деньги мафии. Редактором был Высочанский, а главным художником – я. Как и в «Смене», мои картинки печатались там на первой полосе в специальной рубрике. Мафиози, который основал эту газету, не делал никакой цензуры и поставил единственное условие сотрудникам: «Если меня посадят – заступитесь!» Когда его посадили, так и произошло. Газета продавалась в розницу и была настолько популярной, что ее тираж вырос с пяти до ста тысяч экземпляров. Помню, как мальчики бегали и кричали: «Газета мафии! Покупайте!» Но просуществовала она всего два года. Это была самая свободная пресса, и время тогда было, наверное, самое интересное.
В начале 90-х к Богораду пришла международная известность. Он работает не только с российскими, но и с англоязычными изданиями в России и за рубежом. Сотрудничество в должности штатного карикатуриста с газетой «Moscow Times» продлилось более двух десятков лет вплоть до ее закрытия. Это была работа без выходных и отпусков, в режиме нон-стоп: каждый день художник присылал в редакцию по картинке на заданную тему.
- Получив задание, я должен был в течение часа сделать картинку, согласовать ее и отослать в редакцию, и через полтора часа она уходила в типографию. Редактор Уильям Флеминг требовал не один, а сразу несколько вариантов рисунков. Для меня это была полезная тренировка работать на скорость.
Я постоянно учился. У иностранцев другой менталитет и иное понимание юмора, которое надо было учитывать. Однажды, когда я изобразил знак V, мне сказали, что так рисовать нельзя, могут неправильно понять. Потому что рука с V, обращенная к нам ладонью, – это «победа», а с тыльной стороны – угроза насилия.
Как-то еще в 1989 году я оказался с газетной делегацией в Гамбурге и, придя в газету Zeit, разговорился с редактором. Он попросил показать карикатуры и из 60-ти моих картинок захотел купить 22. «У вас есть счет в банке?», - спрашивает он. А какой может быть счет в банке? Это был еще Советский Союз. Тогда он написал письмо управляющему того банка, где сам держит деньги, и в этот же день мне открыли счет и перевели гонорар.
Потом газета пригласила меня участвовать в освещении пивного фестиваля (Октоберфеста) в Мюнхене. Нас было четыре художника-карикатуриста из Петербурга, которые делали для фестиваля картинки. На следующий год мы (группа карикатуристов «Нюанс»: я, Вячеслав Шилов, Леонид Мельник и Александр Сергеев) сделали выставку карикатур в Мюнхене, потом в Берлине. И три года подряд оформляли карнавал в Ницце, где по нашим рисункам создавали восьмиметровые фигуры и устанавливали их на движущейся платформе. А мы забирались на них и ехали. Это было очень интересно.
Группа "Нюанс": Леонид Мельник, Вячеслав Шилов и Виктор Богорад
Время юмористической иллюстрации
С 2000 года карикатура в СМИ как самостоятельный жанр журналистики стала исчезать, издания ликвидировали авторские рубрики художников, редакторы предлагали им делать иллюстрации к статьям, чтобы не отвечать за неправильно понятый подтекст рисунка или нанесенную кому-то обиду. Время политической карикатуры ушло, а самих картунистов почти не осталось.
Виктор Богорад: "Лет семь назад в Петербург приезжал известный американский карикатуриcт Kevin Kallaugher (KAL). На его мастер-класс пришли почти все карикатуристы города. Он сказал интересную фразу: «Я рисую карикатуры ежедневно, но, когда мне удается хотя раз в месяц сделать картинку без слов, – это счастье». А мы сидим и улыбаемся, потому что делаем это каждый день. Но эти времена ушли, и сейчас заниматься политической карикатурой в стране стало невозможно".
- Картун – это карикатура без слов, где все должно быть понятно из рисунка. По одной из версий, слово «картун» пришло из Англии, где в XIX веке один из художников выполнил на картоне гротескные зарисовки химер собора Парижской богоматери, и они стали популярны. Считается, что картун – это высший пилотаж в карикатуре.
Уже в 2007 году темы для политических карикатур начали ограничивать. Не терпел никакой критики мэр Москвы Лужков, у которого было 300 судебных дел против журналистов, и он их ни разу не проиграл. В это время я работал в центральной газете «Ведомости», и меня попросили сделать иллюстрацию к статье о ВДНХ, которая должна была выйти на следующий день. Я сделал картинку с Лужковым. Тут в редакцию приезжают от Лужкова люди и угрожают судом по поводу статьи, к комментариям которой я сделал карикатуру ранее. Дело как-то улаживается, но нужно было срочно заменить картинку в следующий номер, и меня просят нарисовать любую карикатуру, но только не про Лужкова. Я мчусь домой и отправляю первую попавшуюся картинку про Путина, и они ставят про Путина (смеется). Последний раз карикатуру с президентом публиковали в 2015 году в «Moscow Times».
Из профессиональных газетных карикатуристов сегодня остался только один – Алексей Меринов, который работает в «Московском комсомольце». Главный редактор МК Гусев сохранил его как бренд, за что я снимаю перед ним шляпу. Все остальные исчезли. Конечно, журналистика обеднела.
На смену политической карикатуре пришла юмористическая иллюстрация. Виктор Богорад сотрудничает с разными изданиями, в числе которых «Город-812» и «Петербургская недвижимость», выпускает арт-книги и занимается книжной графикой. Его первая книжка – сборник стихов Саши Черного, впервые в стране вышедшая в компьютерной обработке (и произошло это в Петербурге) – была выпущена в 1989 году, а последняя – совместная с Леонидом Песком «Где кольцо у парашюта» - только что вышла из печати. Художнику приходилось оформлять даже скучный учебник по метрологии и стандартизации, благодаря чему он стал у студентов бестселлером.
- К иллюстрациям литературных произведений у меня особое отношение. Нельзя делать просто иллюстрации, у художника должен быть свой вариант видения текста. После книжки-миньона Саши Черного, которую мы иллюстрировали вместе с моим приятелем Мишей Магарилом, мы стали делать арт-книги. Арт-книга – это не иллюстрация, а наше изобразительное впечатление от литературных произведений, самостоятельный арт-объект. Михаил в 90-е годы уехал в Нью-Йорк, создал там уникальную типографию и стал известным мастером арт-книги – очень дорогого коллекционного издания, которое выпускается тиражом не более 10 экземпляров. Вместе с ним мы сделали несколько арт-книг. Одной из самых успешных была «Братья Гримм», ее приобрели в свою коллекцию Пенсильванский университет и Библиотека Конгресса.
Только что я сделал иллюстрации к философской книжке из серии «Азбука понятий», авторы которой – профессоры Европейского университета. Они объясняют значения таких терминов, как автократия, демократия, цивилизация, нация, деньги с точки зрения философии. Мне безумно интересно ее читать, а потом у меня рождаются образы.
Я давно работаю с журналом «Город 812», где недавно иллюстрировал журналистские тексты про картины, а сейчас у них аналогичный проект про книги. Сергей Балуев пишет свою трактовку классических произведений, а я делаю альтернативную ироническую обложку к ним. Последняя наша работа– Муха-Цокотуха.
Группа "Инаки" 40 лет спустя: Борис Митавский, Виктор Богорад и Сергей Ковальский
Пора наград и признания
Интересно, «из какого сора растут» карикатуры Богорада, и что первично – рука или мысль. Оказывается, сора никакого нет, а есть свой метод, который помогает добывать из закромов подсознания нужный материал. Вжик – и образ готов.
- Наше подсознание как мощнейший компьютер, в нем содержится столько сведений и столько их вариантов и комбинаций, что если у вас есть какая-то задача, ее надо просто правильно для себя сформулировать и послать в виде запроса своему подсознанию. При этом нужно обязательно верить, что там есть решение. Оно есть у каждого человека, нужно просто поймать это ощущение.
Поэтому никаких творческих мук я не испытываю – настоящее всегда рождается легко. Когда мне дают задание, я особо не думаю: идея всплывает сама собой, как таблица Менделеева, которая привиделась ученому в полудреме. В голове возникает готовая картинка, и моя задача ее нарисовать. Кстати, это безумно скучно – нарисовать то, что уже знаешь, как выглядит. Если я удачно решаю сложную задачу, то получаю удовольствие, как школьник, у которого ответ совпал с учебником.
Есть ли у карикатуры моральные ограничения? Виктор Богорад уверен, что карикатура не должна быть оскорбительной. Где грань между юмором и оскорблением, каждый художник решает сам.
- Я никогда не буду рисовать на тему национальной вражды. Если рисуешь национальный конфликт, ты все равно кого-то обижаешь. По той же причине не рисую на религиозные темы. Но, с другой стороны, когда закон не определяет, что такое оскорбление, обидеться можно на все, что угодно. Вот Жан Эффель рисовал совершенно безобидные картинки о сотворении мира, и никто их не запрещал. А с сегодняшней точки зрения, их надо запретить, потому что они оскорбляют чьи-то чувства. Сейчас принимается закон об ответственности за оскорбление депутатов, который позволит им заявить, что они оскорблены из-за рисунка. Но как это доказать? Поэтому редакторы боятся помещать в газеты даже намеки на библейские темы. Но лично для меня это не табу: я просто не буду делать оскорбительные картинки.
Я рисую то, что думаю. Когда, работая в «Moscow Times», я был не согласен с автором статьи, то рисовал картинку, которая вступала в полемику с текстом. И, надо отдать должное редактору, он публиковал эту картинку. Получались две точки зрения – автора текста и автора рисунка.
Единственное, что я никогда не буду делать, – рисовать по указке. Если мне пытаются рассказать, что должно быть изображено, я говорю – вот вы сами и рисуйте, потому что это ваша картинка, вы ее придумали. Иногда я отказываюсь рисовать, если мне не нравится заказчик, чтобы при согласовании не мучать ни его, ни себя.
К моим карикатурам люди относятся по-разному: некоторые их не понимают, а я не понимаю этих людей (смеется), ну и что? Но никто на меня не в обиде. Помню, как бывший министр печати Лесин и бывший советник президента Илларионов просили подарить им карикатуры, которые были сделаны на них и опубликованы в газете. Это были довольно злые картинки, но не оскорбительные.
Я не люблю делать шаржи. Чтобы человек в карикатуре был узнаваем, я обозначу это, но не буду добиваться большого сходства. Я не издеваюсь над людьми за то, что они рыжие или толстые. Человек – это слова и действия, а не облик. Если он сделал или сказал что-то глупое, я могу высмеять его действия и слова, но не его личность.
У Виктора Богорада вышло несколько альбомов рисунков: первый в 1987 году в Германии, второй – в 1991 году в Петербурге, а последний – совсем недавно в Галерее мастеров карикатуры. Художник по-прежнему участвует в международных выставках, но теперь уже как член жюри конкурсов. А еще Богорад рисует для души большие картины цветной пастелью в жанре юмористической графики - сartoon. В 2017 году за эти работы художник получил звание почетного члена Академии художеств РФ. Всего карикатуристом создано более десятка тысяч рисунков, скетчей и картин. Во всех – философское отношение к жизни. И такое же отношение у Виктора Богорада к наградам.
- Я очень спокойно отношусь к премиям. Дали – хорошо, а не дали бы – тоже неплохо. Когда получал звание академика, меня вызвали в Москву и вручили мантию и значки, как положено. Хотя я не просил ничего. Но сами пришли и сами дали (смеется). Больше всего, наверное, горжусь премией «Золотой Остап» за юмор и сатиру, которую мне дали в 1992 году. Люди, которые организовывали фестиваль, сами выдвигали претендентов – и это очень важно.
Виктор Богорад: «Награда «За вклад в развитие журналистики», которую мне вручили на «Золотом пере»-2017, стала для меня неожиданностью. Свой вклад мне сложно оценить. Думаю, что я оказался в нужное время в нужном месте, в частности, в газете «Смена». Когда я в конце 80-х видел свои картинки, вырезанные из «Смены» и наклеенные в виде листовок на стены домов, вот это было круто!»
Все материалы рубрики "ЖЗЛ: Золотое перо"