Не «Мой район»
В июне газету «Мой район» покинул главный редактор. Владислав Бачуров возглавлял издание с 2013 года, и мы попросили его рассказать о причинах ухода из издания, поделиться мыслями о состоянии современной журналистики и планами на будущее.
Я всегда знал, для кого пишу
Я всегда знал, для кого пишу или делаю издание. Еще в школьные годы я пришел в газету для пионеров «Ленинские искры». Да, это были 70-е, какая там свобода слова, но и в этом случае не обязательно надо было идти на сделки и писать только про ордена комсомола. Моя первая заметка в «Ленинских искрах» была про формальность проведения урока вежливости в школе: мол, все лицемерие, все для галочки. Редакция газеты мою заметку завершила вопросом: «Пионеры, а вы согласны с деткором Бачуровым? Расскажите, как у вас в школе проходит урок вежливости, поделитесь хорошим опытом!»
Уже в 80-х, попав под обаяние ленинградского рок-клуба, мы с друзьями стали выпускать самиздатовский журнал «РИО». Печатали на машинке, вклеивали фотографии. Конечно, нашим кумиром был журнал «Рокси», но редактор «Рокси» Саша Старцев любил «Аквариум» и «Зоопарк» и как-то свысока относился к другим группам, особенно молодым. Мы стали делать журнал, чтобы в нем было место и тогда начинающим – «Аукцыон», «Ноль», «Объект насмешек». Хотя сами, конечно, любили «Аквариум». Но он уже был занят журналом «Рокси».
В 90-х мы пытались возродить жанр культурного музыкального журнала, выпустив «Бит?». Идея была, что рок-музыка перестала быть просто музыкой, она вросла в социальный контекст и стала просто одной из составляющих общей культурной палитры. Поэтому журнал был не столько о музыке, сколько о людях вокруг: художник Владимир Шинкарев, режиссер Сергей Соловьев и т.д. Поэтому вполне логично это перетекло в придуманное в середине 90-х финским издателем Ари Луостариненом издание Pulse. Это была первая в России глянцевая цветная газета с хорошими текстами (Лев Лурье, Михаил Трофименков, Максим Максимов, Авдотья Смирнова, Сергей Мостовщиков, Дмитрий Губин), которая выходила на двух языках и распространялась бесплатно. Уже тогда я был сторонником того, чтобы максимально удобно доносить информацию до читателя. Не надо идти в киоск, искать на витрине, платить копейки. Вот он, твой «Пульс» – бери и читай! Мы были тогда самым модным изданием в Петербурге.
Следующим важным проектом стал запуск журнала Top-Manager. Это был 2000 год, предприниматели становились топ-менеджерами, стали интересоваться законами менеджмента, приемами маркетинга, построением стабильных бизнес-систем, а литературы тогда почти не было – том Котлера, бестселлер Маккея и несколько дешевых изданий про то, как заработать миллион. Сначала мы учились в журнале вместе с ними, потом, когда подросли, стали сами задавать тренды: через дискуссии и круглые столы, через интервью и обсуждения. И здесь во главе был читатель. Мы не ставили задачу стать массовым изданием, тем самым размыв аудиторию. Владелец компании не станет читать журнал, который лениво листает вахтер. Но нельзя было потерять и вторых лиц (они живо интересовались тем, что на столе у главного), и найтдримеров – молодых львов, которые мечтали стать первыми лицами.
В 2006-м я ушел делать «Спорт день за днем». На тот момент в стране было две главные спортивные газеты и обе столичные. Задача выпускать спортивное издание из Петербурга, которое было бы интересно и постоянным читателям конкурирующих газет (типа конкурента из принципа не читаю, а эту посмотрю – какие есть еще мнения), и тем, которые не покупали узкоспециализированных спортивных изданий, и любителям не желтой прессы – было интересно. Так в спортивной газете появились и колонка Дмитрия Горчева, и некролог Курту Воннегуту.
Шагреневая кожа – кризис редактора
В «Мой район» меня позвал Григорий Кунис, который был тогда владельцем. Я пришел делать газету для активных граждан. Была придумана миссия «В интересах горожан». То есть все события в городе мы воспринимали не с точки зрения власти или бизнеса (как, к примеру, в Top-Manager), а с точки зрения пользы и выгоды для жителей города. И новые веяния урбанистики, и инструкции для активистов, и описание социальных групп, и разоблачение мифов и заблуждений, и экспертиза продуктов, и проблемы воспитания детей. Газета массовая, с широким бесплатным распространением и внятной политикой.
Но, к сожалению, кризис 2008 года, который здорово ударил по печатной прессе, привел к ситуации, когда даже у коммерчески успешных проектов постоянно возникают кассовые разрывы, поэтому за массовыми изданиями должен стоять или крупный издательский дом, или богатая бизнес-структура. Если раньше за спиной «Моего района» стоял норвежский издательский дом Schibsted, то после его ухода с российского рынка издание вынуждено было самостоятельно выживать в условиях падающего рынка. Стало понятно, что нужны инвесторы. Тогда Григорий принял решение продать газету.
Типичная проблема современных медиа – принт уже не зарабатывает, веб еще не зарабатывает (и непонятно, будет ли зарабатывать, потому что в нынешнем виде он не слишком востребован по сравнению с социальными сетями и поисковиками). В современном мире размывание концепции приводит к бесформенности. Желание понравиться всем – значит, не понравиться никому, а сужение темы приводит к маргинальности, если только ты не делаешь издание про рыбалку или вышивание крестиком.
Всегда и во всех редакциях я старался делать газету так, чтобы было интересно читателю. Когда это совпадало с моими интересами – было замечательно. Но если человек, допустим, хочет делать газету, чтобы интересно было читать ему самому… Так престарелому Хьюзу делали газету в одном экземпляре – с хорошими новостями. И Брежневу можно было выпустить «Правду», в которой всегда бы побеждал ЦСКА (впрочем, при Брежневе почти всегда так и было, так что неудачный пример).
В стране как глобально идет передел издательского бизнеса, так и понизились стандарты этики в профессии. Не только меньше стало свободы, но и при потере финансовой независимости издания стали часто терять свое лицо. Мне многое не нравится в современной журналистике, например, то, что мы всегда презирали и называли «джинсой», сейчас называется «нативной рекламой» с каким-то уважением и позитивной коннотацией.
В общем, когда кризис и непонятно что делать, нельзя, как шагреневая кожа, выжимать все из издания, высушивая его до размеров листка, в котором редактор просто заполняет пустые места между рекламой. Это малоинтересная задача. Борьба за выживание – это вызов, это напряжение и поиск дополнительных возможностей (помимо газеты мы выпустили массу спецвыпусков, делали женский журнал – все проекты были успешны). А выживание без мотивации – путь в никуда. Нужен был новый, свежий взгляд, потому что после толстой газеты выпускать тонкий листок для опытного редактора скучно. А для молодого с нуля получить в свое распоряжение газету – это шанс на преодоление временных трудностей, чтобы, обновившись, выйти на новый уровень.
Было понятно, что надо уходить. Я предложил попробовать себя в роли главного редактора нашему лучшему автору Елене Барковской, лауреату «Золотого пера-2014» за публикацию в «Моем районе», человеку, для которого газета родная и любимая. Ей был готов помогать в любом объеме. Однако Лена, которая с энтузиазмом отнеслась к этой идее, после того, как вошла в курс дела, все же отказалась. Она прекрасный автор, а здесь пришлось бы взвалить на себя кучу ответственности.
Сейчас я продолжаю писать еженедельные колонки в газету «Деловой Петербург». Мне нравится концепция и политика издания (в ДП ни раньше, ни сейчас нет никакой цензуры). И мне нравятся темы, на которые я пишу. Продолжаю сотрудничать с журналом «Эрмитаж». К сожалению, журнал выходит только дважды в год, но как редактор я всегда радуюсь, когда подходит время выхода. Редактируя такое издание, получаешь эстетическое удовольствие от работы, узнаешь много нового и интересного, сам учишься. В принципе, любой редактор должен руководствоваться именно этим принципом: что нового и интересного узнает читатель из твоего издания. Есть еще несколько проектов в обсуждении, о которых я сообщу, когда будет ясность.
СПРАВКА
Судя по информации на сайте издания «Мой район», сейчас главным редактором газеты является Сергей Ковальченко.
Фото Павла Маркина