Чаще всего СМИ нарушают порядок представления обязательного экземпляра
Завершающая глава доклада "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы" за 2019 год традиционно предоставляет обзор вступивших в силу законов, знакомит с цифрами Роскомнадзора и рассказывает о господдержке печатных СМИ.
В 2019 году вступили в силу следующие законы
Федеральный закон от 01.05.2019 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (т.н. закон о "суверенном интернете").
Положения закона сводятся к следующему:
– Все операторы связи должны установить специальное оборудование, которое им предоставит Роскомнадзор. В случае угрозы ведомство сможет управлять через это оборудование маршрутами интернет-трафика. Список угроз, порядок установки и эксплуатации оборудования определяет Правительство Российской Федерации.
– Указанное оборудование также должно фильтровать трафик, блокируя доступ к запрещенным в России сайтам (сейчас это делают сами провайдеры).
– К 1 января 2021 года должна быть создана национальная система доменных имен. Функции по координации обеспечения устойчивого, безопасного и целостного функционирования интернета на территории России возложены на Роскомнадзор.
Федеральный закон "О внесении изменения в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (№ 30-ФЗ от 18.03.2019), принятый по инициативе членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Клишаса, Л.Н. Боковой и депутата Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.Ф. Вяткина.
Закон вводит наказания за публикацию заведомо ложной информации в СМИ и интернете 105 (т.н. "фейк-ньюс"), а также за оскорбление государства и общества (предусматривает блокировку в интернете материалов, оскорбляющих общество, государственные символы и институты власти Российской Федерации).
Одновременно вступил в действие сопутствующий закон с поправками в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), устанавливающий штрафы до 300 тыс. рублей и возможность административного ареста за оскорбление государственных символов и институтов.
Федеральный закон от 29.06.2018 №171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Согласно закону, расстояние между почтовыми отделениями в городах должно составлять не больше полутора километров, а в сельских поселениях – шести километров.
В сентябре 2019 года реорганизация ФГУП "Почта России" в АО "Почта России" была завершена. Общее руководство деятельностью АО "Почта России", 100% акций которого принадлежит Российской Федерации, осуществляет совет директоров численностью не более 13 человек. Распоряжением Правительства Российской Федерации председателем совета директоров АО "Почта России" в октябре 2019 года был назначен заместитель председателя российского правительства М.А. Акимов, который с февраля 2020 года стал гендиректором АО.
Федеральный закон от 16.12.2019 № 443 о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающий штрафы за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента.
Закон вводит административные штрафы за нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, а также учрежденного им российского юридического лица, выполняющего функции иностранного агента. Физическое лицо может быть признано иноагентом за распространение материалов, которые ранее опубликовало СМИ, уже получившее статус иноагента, либо участвуя в создании таких материалов. При этом в обоих случаях необходимо получать в той или иной форме деньги из зарубежных источников.
Согласно Федеральному закону от 02.12.2019 № 426-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" и Федеральному закону "Об информации, информационных технологиях и защите информации", если физическое лицо распространяет сообщения для неограниченного круга лиц и получает финансирование из-за рубежа, то его могут признать иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента.
Эта норма направлена на тех, кто де-факто действует как СМИ, распространяя информацию общественно-политического характера, но де-юре в качестве СМИ не зарегистрирован. Вести реестр таких изданий будет Минюст России. Кроме того, зарубежные СМИ-иноагенты будут обязаны учреждать российское юридическое лицо и указывать свой статус в выходных данных. Продукция СМИ-иноагентов должна быть промаркирована, в том числе распространяемая через интернет. В случае нарушения закон позволяет заблокировать сайт издания на основании постановления по делу об административном правонарушении. Закон также позволяет признавать иностранными агентами российских граждан и юрлиц, распространяющих или участвующих в создании информации иностранных СМИ-иноагентов и финансируемых иностранцами или связанными с ними лицами.
Федеральный закон "О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" и статью 7 Федерального закона "О рекламе" (от 01.05.2019 г. № 89-ФЗ) – о запрете рекламы психоактивных веществ в СМИ и интернете, а также о запрете распространения информации о методах изготовления и использования таких веществ.
Закон запрещает распространять в СМИ и интернете сведения о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Федеральный закон "О внесении изменения в статью 13.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (от 17.06.2019 г. № 143-ФЗ), предусматривающий штрафы за распространение на территории России зарубежных газет и журналов без разрешения.
Согласно закону, прежняя норма об ответственности за изготовление или распространение продукции СМИ, не прошедшего перерегистрацию, заменена на ответственность за изготовление или распространение продукции СМИ, в запись о регистрации которого не внесены необходимые изменения. За распространение иностранных СМИ без разрешения установлены штрафы, а распространяемая продукция подлежит конфискации.
Федеральный закон "О внесении изменения в статью 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" (от 2 декабря 2019 г. № 425-ФЗ), в котором предусмотрен запрет продажи электронных устройств без российского программного обеспечения.
Согласно закону, предустановка российского ПО на все вновь продаваемые смартфоны, компьютеры и телевизоры становится обязательной с 01.07.2020. Полный список этих электронных устройств, программного обеспечения к ним и порядок его установки определит Правительство Российской Федерации.
Роскомнадзор
Проверки Роскомнадзора ежегодно фиксируют примерно 4,5 тыс. нарушений в деятельности печатных СМИ. По всем нарушениям, за исключением невыхода СМИ в свет, принимаются меры, предусмотренные КоАП РФ. При этом самая большая санкция в кодексе предусмотрена за нарушение возрастной маркировки – штраф в размере ₽200 тыс. с конфискацией тиража.
Самыми частыми нарушениями российского законодательства о средствах массовой информации, которые допускают печатные СМИ в России, по данным Роскомнадзора, являются те, за которые предусмотрена относительно небольшая административная ответственность: нарушение порядка представления обязательного экземпляра издания (в печатном и/или в электронном виде), невыход средства массовой информации в свет более года, нарушение порядка объявления выходных данных. Кроме того, СМИ часто не уведомляют Роскомнадзор об изменении места нахождения своего учредителя/редакции, о максимальном объеме и периодичности выпуска, нарушают законодательство о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе в части публикации ТВ-программ без размещения знака информационной продукции.
В 2019 году на первом месте были нарушения порядка представления обязательного экземпляра издания (их допустили 2109 СМИ), на втором – невыход СМИ в свет более года (1223 СМИ), на третьем – нарушение порядка объявления выходных данных (752 СМИ).
Господдержка
Ряд направлений государственной поддержки периодической печати на протяжении ряда лет остаются неизменными. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям по-прежнему оказывает услугу по выдаче справок для представления в таможенные органы и налоговую инспекцию для получения льгот, предусмотренных Соглашением о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера от 22.11.1950 и Протоколом к нему от 26.11.1976, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1994 № 795 "О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и Протоколу к нему", а также статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.12.2001 № 179-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в 113 статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.12.2002 № 195-ФЗ. Под льготное налогообложение попадают издания, относящиеся к сфере науки, культуры и образования (в 2019 году это позволило редакциям российских газет и журналов сэкономить около 3 млрд руб., из них порядка 150 млн руб. – по льготе на таможенную пошлину при ввозе печатной продукции на таможенную территорию Российской Федерации).
Кроме того, Роспечать своевременно и в полном объеме обеспечила распределение субсидий на поддержку социально значимых проектов в печатных СМИ, предусмотренных в федеральном бюджете на 2019 год. Всего в Роспечать поступило 1587 заявок от печатных СМИ страны на реализацию социально значимых проектов в этих изданиях. Экспертный совет Роспечати в 2019 году поддержал 1244 из них.
Субсидии на реализацию социально значимых проектов по освещению приоритетных направлений государственной политики и государственного развития получили 702 печатных издания из 68 субъектов Российской Федерации на сумму 556 134 200 руб.
Сокращенная версия девятого раздела отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.