Сегмент издательской полиграфии сокращается
Полиграфия активно переходит к замещению печати "массовых" тиражей изготовлением индивидуализированной печатной продукции, а некогда ведущий ее сегмент – издательская полиграфия – сокращается. О причинах и последствиях этого процесса говорится в седьмой главе доклада "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы" за 2019 год.
За последние 10 лет отечественная полиграфия подверглась радикальным изменениям, обусловленным быстротой проникновения в полиграфическое производство новых технологий и новых моделей ведения бизнеса. Принципиально эти преобразования совпадают с общемировыми тенденциями.
Полиграфия активно переходит к замещению печати "массовых" тиражей изготовлением индивидуализированной печатной продукции, а некогда ведущий ее сегмент – издательская полиграфия – сокращается. Причина в том, что издатели печатных СМИ и книжной продукции теперь концентрируются преимущественно на моделях бизнеса, связанных с использованием электронных каналов дистрибуции контента, мультимедийных систем его производства и передачи, с процессами замещения печатных изданий цифровыми платформами. Полиграфическое производство на этом фоне уже не воспринимается как субъект и участник создания печатного информационного продукта, доминирует понятие "контент", а виды его носителя оцениваются как вторичные. Выпуск газетной, журнальной и книжной продукции в натуральных показателях сокращается уже достаточно долго, а определенное увеличение объема полиграфических работ в денежном выражении не характеризует динамику роста производства в полной мере, так как отражает в основном рост стоимости используемых материалов и полиграфических услуг.
Применение технологии цифровой печати в отечественной полиграфии приняло масштабный характер, изменило организацию производства для выпуска многих видов традиционной печатной продукции, стало стимулом для развития рынка многокрасочной полиграфии. Значительно возросла доля цветных иллюстраций и других графических материалов в изданиях информационного и рекламного назначения, что инициировало изменения в оформлении печатных СМИ и обеспечило поддержание определенного потребительского спроса на эту продукцию. Наконец, именно развитие процессов замещения печатных изданий средствами электронной коммуникации в медийном потреблении определяет нынешнюю стадию полиграфического производства на этапе вступления российской экономики в новый технологический уклад.
Масштабы цифровизации полиграфического производства в целом весьма различаются в зависимости от специализации типографий и их принадлежности к тому или иному сегменту рынка. Наиболее неоднозначно эти процессы протекают в сегменте производства печатных СМИ. По мнению многих экспертов, важнейшей проблемой здесь остаются непрекращающееся падение объемов печати и неопределенность перспектив развития полиграфического производства газетно-журнальных изданий в современной системе медиапотребления. Как следствие, в течение 2016–2019 годов в Российской Федерации фактически остановился процесс расширения и модернизации газетно-журнального производства, что подтверждается отсутствием каких-либо значимых инсталляций в этом сегменте рынка. За тот же период времени в данном сегменте были пересмотрены традиционные принципы работы, и даже крупные газетно-журнальные комплексы освоили печать периодики малыми тиражами в 1,5–2 тыс. экземпляров средствами офсетной рулонной печати в рамках допустимой эффективности процессов.
С учетом структурно-производственных изменений в газетном сегменте полиграфического производства России, вызванных сокращением числа газет, падением их тиражности, количества выпусков и доли ежедневных газет в объеме региональных рынков печатных СМИ, которая уже сейчас не превышает 5% от общего числа наименований на них, можно сделать вывод, что бизнес газетных типографий и далее будет находиться в зоне неопределенности.
Развитие журнального сегмента российской полиграфии в настоящее время определяется следующими факторами. Печать многокрасочных иллюстрированных журналов, рассчитанных на широкий круг потребителей, сконцентрирована в ограниченном количестве типографий Москвы, Московской области, пары-тройки других регионов страны. Эти предприятия специализируются на выпуске тиражной журнальной продукции особого класса качества, располагая офсетными печатными машинами значительной мощности и широкими технологическими возможностями.
По данным Российской книжной палаты, число реально издаваемых журналов, сборников и бюллетеней в стране сегодня находится на уровне около 8 тыс. наименований, причем большинство из них печатается малыми и средними тиражами. В первую очередь это региональные, отраслевые, ведомственные и нишевые издания (В2В, В2С и др.), а также журналы краеведческого и рекламного характера. Их полиграфической базой до последнего времени являлись многочисленные типографии во всех российских регионах, оснащенные листовыми многокрасочными машинами офсетной печати. Трудно ожидать, что в перспективе могут быть созданы новые журнальные полиграфические комплексы на базе специализированных рулонных печатных агрегатов. Наоборот, тенденция перевода глянцевых журнальных изданий с рулонной офсетной печати на листовую по причине падения их тиражности будет усиливаться.
За последнее десятилетие в России возникло немало новых полиграфических предприятий. Помимо газетно-журнальных и книжных типографий, это многочисленные предприятия по производству печатной упаковки и этикеток, цифровые типографии, салоны оперативной полиграфии и рекламно-производственные фирмы. Именно в этих сегментах полиграфии наиболее активно осуществляется инвестиционная и инновационная деятельность, реализуются эффективные бизнес-модели, а также идет формирование новых профессий в составе современных производств.
Сокращенная версия седьмого раздела отраслевого доклада Роспечати "Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы". Полностью с докладом можно ознакомиться на сайте Роспечати.