Хороший дизайн отражает внутреннее состояние издания
На семинаре в Союзе журналистов главный редактор «Новой газеты в Санкт-Петербурге» Диана Качалова поделилась своим видением сегодняшней ситуации на рынке печатной прессы. В Западной Европе, в Скандинавии, и, в частности, в Дании у газет всё еще много читателей.
«Прежде всего потому, что такова традиция» – такое мнение высказал модератор семинара Владимир Никитин. Диана Качалова с этим не согласилась и привела иные аргументы. Если говорить о России, тут беда не только в наступлении интернета. Немало проблем печатные СМИ создают себе сами. Ситуация на рынке прессы в Петербурге гораздо хуже, чем в Москве, где выходит немало интересных качественных изданий, полагают эксперты. «“Коммерсантъ” сегодня многие ругают, но он по-прежнему держит планку» – отметила Диана Качалова.
И все-таки Петербург может быть примером для других. Именно здесь была реализована идея выпуска нового для России формата СМИ – газеты «Мой район». Опыт петербургской редакции был подхвачен московской. Начинать пришлось с чистого листа. «Собеседования с будущими нашими сотрудниками я проводила в кафе», – вспоминает бывший главред издания Диана Качалова. – Со временем инвестором газеты стала норвежская компания Schibsted. До этого мы жили в достаточно замкнутом своем мире, а тут появилась возможность увидеть то, что происходит вокруг. Старались учиться. Мы взаимодействовали с норвежским таблоидом, и у нас была более “таблоидная” подача, не в смысле “желтая”. Это сказалось даже не на печатной версии, а больше повлияло на сайт».
Визуальная концепция издания должна быть связана с его содержанием. «Некоторые упорно считают, что если сделать роскошный дизайн, то газета будет востребована. Это огромное заблуждение. Из плохого продукта конфетку не сделаешь. Содержание для издания – прежде всего!», – заметил Владимир Никитин.
Можно по-разному относиться к оформлению, скажем, «Новой газеты». Но оно органично соотносится с содержанием. «Если посмотреть на полосы “Новой газеты”, то она похожа на женщину среднего возраста, может быть, слегка взлохмаченную, которая лезет на баррикады и пытается донести свою боль и мысль». Как рассказала Диана Качалова, после работы в «Моем районе» ей хотелось изменить дизайн «Новой газеты в Петербурге», но с этим возникли сложности.
«Улучшенная полоса напоминала изящную блондинку на шпильках с такими ноготками… которая стоит у баррикады, смотрит на неё и думает: “а что с ней делать…” Настолько не совпадало внутреннее состояние с изменённым обликом, с тем, что мы пытались донести. Дизайн всегда должен отражать внутреннее состояние издания, ту аудиторию, тех читателей, с которыми вы хотите говорить».
Диана Качалова посоветовала:
«Мы в “Моем районе” постоянно работали над совершенствованием дизайна. Никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Время меняется – читатель меняется».