"Для меня символ Петербурга – это дворцы, отраженные в воде"
Международный музыкальный фестиваль "Дворцы Санкт-Петербурга" радует петербуржцев и гостей города уже скоро как 30 лет. И большую часть этого времени им руководит заслуженная артистка России Мария Сафарьянц. О том, как родилась идея соединить живое звучание классической музыки и уникальные интерьеры дворцов Санкт-Петербурга, и многом другом рассказала на сцене Дома журналиста Мария Сафарьянц.
Беседа ведущей встреч проекта "Культурная столица" Людмилы Фомичевой с Марией Сафарьянц началась традиционно с просьбы рассказать о себе. Интересно же узнать, как начинается путь к музыкальной славе, которой скрипачка Мария Сафарьянц не обделена. Гостья начала издалека и поделилась интересной историей своей семьи, переехавшей в наш город в 1924 году.
– Наша семья армянская прибыла в Петербург из Закавказья. Мои предки жили в Елизаветпольской губернии – это район, который сейчас находится на территории Азербайджана, а армянские семьи туда пришли из Персии (Елизаветполь в советской время переименовали в Кировабад). Мой дед до революции получал образование в русской гимназии, писал очень красивым почерком, знал и читал русскую классику. Это было во многом русское воспитание. Армянский язык, конечно, тоже был обязательно. Дед также говорил и на азербайджанском. Это была одна слившаяся культура. Дед был крупным предпринимателем: виноделие, винокурни, мельничное хозяйство, в 1924 году ему пришлось бросить свой бизнес, средства в банках и уехать. У деда были правильные ценности – значительно важнее сохранить семью и будущее, чем бизнес. Слава богу, они выбрали Петербург. Вначале семья поселилась в Павловске, позже перебралась в центр города.
Семья Сафарьянц пережила в Ленинграде блокаду. Старший брат отца погиб на фронте. Дом разбомбили, и лишь чудо спасло членов семьи.
– Наша семья еще до начала войны сняла дачу. И все были там, когда бомба попала в наш дом. Погибли почти все жильцы, и даже те, кто побежал в бомбоубежище, его залило водой и всех затопило. Когда семья вернулась – дома не было. Где-то в очередях за хлебом моя бабушка познакомилась с Галиной Федоровной, будущей нашей соседкой. Галина Федоровна была из дворянского семейства, владевшего до революции домом, в котором после революции им выделили 2 комнаты в коммунальной квартире. Моя бабушка Галине Федоровне так понравилась, что она пригласила ее занять две свободные комнаты в этой коммуналке, сказав: "Мы так боимся, что нам страшных людей поселят".
Во многом эта встреча была судьбоносной. Мария Сафарьянц говорит, что именно соседка Галина Федоровна ее воспитала и привила любовь к музыке. Да и сам дом, в котором раньше жил Римский-Корсаков, не мог не повлиять на маленькую Марию.
– Я родилась в чисто технической семье. Мой папа был в первом послевоенном выпуске ЛИИЖТа, который теперь называется Петербургский государственный университет путей сообщения – великое высшее учебное заведение. Папа почти 25 лет был генеральным конструктором-разработчиком ЛенАэроПроекта, он разработал проекты многих аэропортов СССР. И Пулково – знаменитые стаканы – это разработка папы. Я помню, как он нам их показывал, еще до открытия. Не хочется, как в учебниках, говорить: "ее способности проявились в раннем детстве". Но, в общем, с детства я была певуньей, и в какой-то момент папа отвел меня в музыкальную школу, которая находилась напротив дома.
В музыкальную школу Мария шла с желанием играть на фортепиано. Тетя Галя, та самая дворянская соседка, часто музицировала, очень любила Шопена. Она научила девочку игре на инструменте, она же готовила к поступлению в музыкальную школу.
– На прослушивании в музыкальную школу дети – один за другим – пели "Солнечный круг, небо вокруг". Песня интонационно трудная, и все фальшивят. Когда меня спросили: "Девочка, а ты что споешь?", я ответила: "Третью песню Леля из оперы Римского-Корсакова "Снегурочка". И спела, потому что ее со мной Галина Федоровна готовила, говоря: "Ты идешь поступать в школу Римского-Корсакова, вот и пой". Но оказалось, что места на класс фортепиано уже закончились. Нам сказали: "Идите на скрипочку, слух чудный, ей будет хорошо. Если не понравится, потом переведем на фортепиано". Но так я уже больше не перевелась.
После школы Мария поступила в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова. Работала в оркестре Санкт-Петербургской государственной филармонии имени Д. Д. Шостаковича, в оркестре в Италии. В Санкт-Петербурге создала ансамбль "Санкт-Петербург трио", с блестящими партнерами: заслуженным артистом России Сергеем Урываевым (фортепиано) и Леонидом Шукаевым (виолончель). Именно этот музыкальный коллектив пригласил выступить всемирно известный дирижер и пианист Константин Орбелян на фестивале "Дворцы Санкт-Петербурга" в 1990 году. Творческое сотрудничество привело к созданию семьи. В 1993 году у Константина Орбеляна и Марии Сафарьянц родился сын.
– Константин родился в Сан-Франциско – американский гражданин с русско-армянскими корнями. Он приехал в Ленинград на гастроли как пианист в 1989 году. И увидел такую красоту, такое количество дворцов неслыханное. И никто ничего не делает? Наш город построен гениальными людьми. Красивых городов много, но такие пропорции и ансамбли мало где увидишь. И он, со своим прагматично-продюсерским американским нюхом, в 1990 году провел первый фестиваль "Дворцы Петербурга". Это был еще Советский Союз, обком партии, но он как-то смог это организовать. Константин - человек мира, у него масса коллег, которых он привлекал к участию в фестивале. В 90-е был невероятный интерес к России. Сюда приезжали большие музыканты, известные западные исполнители бесплатно, чтобы увидеть Ленинград. Спустя несколько лет Константину предложили возглавить оркестр в Москве, и этот вид деятельности его практически поглотил. А проект "Дворцы Петербурга" – потрясающий, и я просто переняла эту вахту с 1997 года. Конечно, было набито много шишек. Я, не заканчивая вузов, получила практическое образование, стала не только музыкантом, но и менеджером.
Мария Сафарьянц: "Дворцы усиливают восприятие музыки. Они взаимодействуют".
Эрмитаж, Михайловский, Строгановский, Мраморный дворцы, великолепные дворцы Павловска, Петергофа, Гатчины и многие другие принимали в своих стенах концерты фестиваля. Умение найти общий язык с руководством дворцов – это тоже один из талантов руководителя фестиваля.
– Выстроить взаимоотношения с дворцами – это не всегда просто. Это некоторое соотношение хранителей и пользователей. Но мы делаем все, чтобы концерты проходили в хорошей атмосфере. С особым успехом проходят концерты в Михайловском замке, с которым у нас замечательные отношения. Уже традиционно, кажется в девятый раз, в нем пройдут новогодние концерты. 31 декабря, в 15.00 и 19.00, будет выступать итальянский оркестр саксофонов под руководством Федерико Мондельчи. В оркестре 14 человек, и каждый настоящий большой музыкант.
Надо отметить, что новогодние концерты проходят в рамках IX Международного музыкального фестиваля "Петербургские набережные", который тоже проводит фонд Марии Сафарьянц. Концерты этого фестиваля проходят не только во дворцах, но и в особняках города. И особняк Сухозанета, он же Дом журналиста, уже тоже принимал в нем участие. В октябре на сцене, где беседуют Людмила Фомичева и Мария Сафарьянц, блестяще выступал итальянский гитарист Франческо Будзурро.
Мария Сафарьянц: "Особняк Сухозанета – весь свежий и обновленный, ему дали новую жизнь, в нем много что интересного происходит".
– Проект "Петербургские набережные" мы начинали с Антоном Николаевичем Губанковым, который оценил идею и сразу понял, что это надо делать. Это осенний проект в той же дворцовой эстетике. Если летом люди склонны отдыхать и развлекаться, осень – более сосредоточенная, она располагает к философии. И люди согреваются этим проектом. И для меня символ Петербурга – это дворцы, отраженные в воде.
Смеясь, Мария Сафарьянц говорит, что "посеяла вирус дворцовых концертов" в Италии, где тоже начали проводить концерты во дворцах. И уже как приглашенный музыкант летом Мария Сафарьянц играла во дворце в Турине, осенью – во дворце рядом с Неаполем. В Санкт-Петербурге же, помимо двух перечисленных фестивалей, усилиями возглавляемого Марией фонда "Дворцы Санкт-Петербурга" реализуются и другие интересные, в том числе просветительские проекты. Например, проведенный под эгидой Фонда Президентских грантов мультимедийный музыкально-исторический проект "Музыка Российской Государственности".
– Мы придумали проект, который затрагивает очень интересную и, мне кажется, раньше не поднимавшуюся тему: взаимоотношение музыки и государства. Это был цикл из 10 вечеров с лекциями и концертами – музыка от Петра Алексеевича до Николая Второго. Эпоха Петра – это в первую очередь музыка церковная. Времена Екатерины – это эпоха заимствований, подготовительный период. И потом великий XIX век, за который российская музыкальная культура прошла путь, который Европа проходила 400 лет.
Мария Сафарьянц: "Очень важно держаться между традицией и новаторством. Мой профессор всегда говорил: "Не ищи новое, ищи вечное". И мне кажется, в этом секрет. Нельзя искать новое ради нового".
В завершение беседы Мария Сафарьянц порадовала зрителей великолепным исполнением известного интермеццо из оперы Жюля Массне "Таис" и пьесы Чайковского.
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведущая встреч - директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"
Фото: Марина Денисова