"Эрмитаж – это моя жизнь"
2019 год – дважды юбилейный для заместителя директора Эрмитажа Георгия Вилинбахова. Главный герольдмейстер России в этом году отметит свое 70-летие и 50-летие работы в Государственном Эрмитаже. Став гостем проекта "Культурная столица", Георгий Вадимович, можно сказать, сделал подарок в честь своих юбилеев для всех зрителей, узнавших много интересного из его беседы с директором Дома журналиста Людмилой Фомичевой.
Всадник с саблей
Георгий Вилинбахов является представителем фамилии русского дворянского рода Вилинбаховых в 12-м поколении, ведущего начало от Филиппа Виленбаха, приехавшего в Россию при Иване Грозном.
- Сказать сейчас, чем руководствовался наш предок, уезжая в Россию, трудно. Скорее всего, это было связано с тем, что в Европе все наследство переходило к старшему сыну рода, а младшему приходилось искать возможности для существования. Мне с детства показывали семейные реликвии, рассказывали и про наш герб, и про родословную. У нас была традиция: дома говорилось обо всем, но с одним условием – что ты слышишь дома, не выносится за порог, в школу и так далее. Огромное спасибо деду и отцу за то, что они сохранили многое в тех условиях, особенно довоенных, когда было очень опасно хранить семейные реликвии, семейные печати с гербом.
Наш герб известен с XVIII века, он появился уже здесь в России. На гербе изображен всадник с саблей, который противостоит льву, а в изголовье щита изображена звезды в облаке. Геральдика – это язык знаков, и не всегда возможно объяснить, что он обозначает. Вероятно, всадник с саблей связан с историей участия кого-то из предков в крестовом походе.
На 60-летие друзья подарили мне изображение герба, дополнив его рисунками моих наград и персональным девизом. Семейный герб принадлежит всем членам семьи, но еще на него можно наносить дополнительные фигуры, которые указывают на конкретного персонажа. Такой герб позволяет определить не только фамилию, но и кому конкретно он принадлежал. И они сделали такой герб для меня с девизом "братцы". Когда у нас бывают трудные моменты в жизни нашего геральдического сообщества, я часто обращаюсь к коллегам "братцы". И это слово они сделали девизом.
Солдатики сбили с пути
Отец Георгия Вадимовича тоже был историком, внесшим большой вклад в изучение связей балтийских славян и Руси. Тем не менее, его сын изначально хотел поступать вовсе не на исторический факультет, а на юридический, мечтая работать в уголовном розыске.
- Я очень увлекался уголовным розыском, читал учебники по криминалистике, уголовный кодекс, историю розыска и так далее. В общем, основательно готовился и уже придумал, как все будет. Собирался учиться идти на заочное, чтобы работать милиционером, и все узнавать самому. Много фантазий и идей было. Но солдатики сбили меня с этого курса.
Отец раньше тоже занимался военной историей, стал одним из создателей военно-исторической секции в Доме ученых и вместе с другими коллекционерами солдатиков делал там доклады, строил макеты сражений. Когда он к этому несколько охладел, солдатики начали переходить ко мне. Каждый день рождения и Новый год я получал среди подарков коробочку оловянных солдатиков. Вначале это были просто игрушки. Но в 1962 году, когда праздновали 150-летие войны 1812 года, мой дед взял меня в Дом ученых на доклад Михаила Викторовича Люшковского и Александра Ивановича Любимова, посвященный Бородинскому сражению. Там был сделан огромный макет с солдатиками и все... я погиб. Всю эту красоту увидав, я понял, что солдатики – это то, чем я хочу заниматься. Моим учителем был Александр Иванович Любимов, каждое воскресенье я садился на Литейном проспекте в 65-й автобус и ехал через весь город на Старопавловский проспект (сейчас он называется Мориса Тореза). И он мне показывал солдатиков, рассказывал про мундиры, объяснял, что правильно и что неправильно я сделал, давал книги из своей библиотеки… И в 1966 году, когда я заканчивал школу, я уже готовился поступать на истфак.
"Как я пришел к геральдике? Да очень просто. Нужно просто увлекаться военными солдатиками, знать, в какие мундиры их раскрашивать и какие знамена рисовать".
Мокрое дело
На исторический факультет Георгий Вилинбахов собирался поступать на дневное отделение. Но вновь солдатики сбили с пути. Возможность стать хранителем коллекции солдатиков в Суворовском музее была столь заманчива, что он предпочел учиться на заочном. В Суворовском музее, правда, поработать так и не довелось, зато еще будучи студентом, он стал сотрудником Эрмитажа с первой почетной должностью – дворник.
- Когда я заканчивал школу, скончался коллекционер солдатиков Люшковский. Мне позвонил Александр Иванович и сказал, что Суворовский музей принял решение купить коллекцию Люшковского, и им будет нужен для нее хранитель. И он порекомендовал музею взять меня. Я поговорил с отцом и дал ответ, что готов. Меня представили директору Суворовского музея, и тут скончался Александр Иванович…
В те времена первыми экзамены в вуз, в июне, сдавали заочники. И чтобы их сдавать, нужно было предоставить справку, что я работаю. Я пришел в Суворовский музей, а у них там еще ставки нет, все тянется, а мне справку надо срочно сдавать. И я пошел в ближайшее к месту, где мы жили, гуманитарное учреждение – Музей Октябрьской революции и коммунистического строительства. Год там проработал техническим сотрудником. В Суворовский музей я потом еще один заход делал, и тоже не получилось. Зато в Эрмитаже, куда я ходил слушать курсы по нумизматике, меня на работу взяли. Должность у меня была "дворник", и занимался я "мокрым делом".
Тогда в Эрмитаже искали решение проблемы того, что в залах падала влажность. Кондиционеров и прочих приспособлений еще не было. Сперва они решили раскладывать на ночь в залах брезент и наливать на него воду. За ночь вода испаряется, брезент складывают и все. Но в какую-то ночь вода не испарилась, утром пришли за брезентом, вода пролилась на паркет – шум, гам. И от брезента отказались. Вторая идея была не менее интересная: аккуратно заливать на ночь водой мраморные лестницы и каменные полы первого этажа. Вот на это "мокрое дело" меня и взяли в Эрмитаж.
С шести часов вечера, начиная с Советской лестницы, надо было лить воду и размазывать ее шваброй. Так спускаться до первого этажа, затем через Колонный зал и зал Юпитера до Николаевской лестницы, и после вверх по ней. Это занимало часа 2-3. Каждый вечер меня прикрепляли к кому-то из реставраторов-мужчин, и мы радостно-весело этим занимались. Я тогда очень-очень сильно расширил свой словарный запас. Очень много новых слов услышал от реставраторов, которых подряжали на эту работу, и еще больше от сотрудников Эрмитажа, которые шли с работы по этим лестницам.
В свободное от "мокрого дела" время меня подрядили работать в реставрации, где я и остался, когда выяснилось, что вода на лестницах подтекает, и вреда от нашей работы больше, чем пользы. В реставрации я проработал до 1 апреля 1970 года, когда перевели на должность хранителя коллекции знамен и военной графики.
Игры в настоящих солдатиков
В 1992 году Георгий Вилинбахов назначен заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе и начальником восстановленной в том году Государственной геральдической службы Российской Федерации, бессменным руководителем которой является по сей день. И с тех пор в Эрмитаже начали проводить связанные с военной историей и геральдикой церемонии. А в здании Биржи готовится к открытию совершенно уникальный Музей геральдики.
- Имея реальный Зимний дворец, грех не проводить в нем церемонии. Вначале мы провели церемонию в день Святого Георгия 9 декабря, потом начали праздновать День российской гвардии 2 сентября. Такие церемонии позволяют нам представлять коллекции знамен, картины. Когда мы отмечали юбилей войны 1812 года, мы не стали делать одну большую выставку, а придумали особый ход.
В юбилейный год 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в Эрмитаже действовала программа, которая началась 1 августа в день первой победы русского оружия над Наполеоновской армией в сражении при Клястицах. Даты всех главных баталий были отмечены экспонированием картин Петера фон Хесса из серии, созданной им по важнейшим сражениям военной компании против Наполеоновской Франции. В честь памятных дат прошли тожественные церемонии. Завершение празднования состоялось 25 декабря. Рота Почетного караула вынесла боевые знамена и штандарты полков российской армии, участвовавших в сражениях военной компании 1812 года. В Фельдмаршальском зале был отслужен благодарственный молебен. Адмиралтейский оркестр Ленинградской военно-морской базы исполнил военные марши той эпохи. В этот день состоялось открытие трех выставок: масштабной экспозиции ""Гроза двенадцатого года..." Отечественная война 1812 г. в материалах Государственного Эрмитажа" и выставок "Отечественная война 1812 г. в медалях А.Н. Оленина и его современников" и "Оловянные солдатики в Эрмитаже. К 200-летию Отечественной войны 1812 года".
"Когда есть возможность играть не в оловянных солдатиков, а в настоящих – это замечательно".
- Идея сделать в здании Биржи музей геральдики появилась, когда стала заканчиваться эпопея с переездом Военно-морского музея в новое здание. Тогда все спрашивали, что будет в прежнем? Комитет по культуре, председателем которого был ныне покойный Антон Губанков, предложил нам подумать, что там делать. И мы предложили делать там Музей геральдики, причем такой, какого в мире нет. Музеи геральдики есть во многих странах, но они всегда локальные, обычно в архивах и библиотеках. Но такого музея, который бы рассказывал о геральдике, языке знаков, во всем ее разнообразим – нет. Мы хотим показать историю развития геральдических знаков в широчайшем историческом и географическом диапазоне. От геральдики древнего мира до современной. Геральдику дальневосточную, японскую, китайскую, мусульманскую, турецкую, европейскую, русскую. В экспозиции музея будут представлены произведения живописи, графики, фарфора, серебра, предметы нумизматики, книги, знамена, флаги, форменный костюм. Центральный же зал, который всегда был перегорожен витринами с моделями кораблей, мы не будем ничем заполнять. В нем можно будет проводить торжественные церемонии, связанные с различными праздниками, вручения государственных наград и так далее.
В завершение встречи Георгий Вадимович обстоятельно отвечал на задаваемые ему из зала вопросы. На вопрос же ведущей беседу Людмилы Фомичевой "Вы можете кратко сформулировать, что такой Эрмитаж в вашей жизни?" он улыбается: "Если кратко, то очень просто. Эрмитаж – это моя жизнь".
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведущая встреч - директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"