"Эрмитажем руководить сложно всегда"
На встрече с генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским в Актовом зале Дома журналиста не было ни одного свободного места. И Михаил Борисович зрителей не разочаровал. Интересная беседа, воспоминания о былом и размышления о будущем и увлекательная экскурсия по Эрмитажу, мастерски проведенная его директором прямо со сцены.
Семейная династия
Председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева начала беседу с одного примечательного факта. 25 лет – с 1964 по 1990 год – директором Государственного Эрмитажа был выдающийся археолог Борис Борисович Пиотровский. 25-летие управления Эрмитажем в прошлом году отметил и его сын – Михаил Пиотровский. И попросила его рассказать об отце и том, как он передавал сыну свой опыт.
– Он всему научил меня своим примером. У него был такой принцип: «делай, как я». Он ничему специально не учил, не воспитывал, он просто делал и жил. Жил очень активной жизнью, и вся эта жизнь происходила на наших глазах. Он всегда был очень открыт, и мы видели, что делает отец, что решает и как решает, поэтому своим примером он меня и брата воспитывал и направлял. Он был и демократ, добрый, хороший, открытый, любил со всеми говорить, но все-таки внутри него были двери, через которые не пройти. Еще его отличали скромность и умение перебороть всякие сложности. В молодости он очень сильно заикался, так сильно, что даже не мог читать доклады. И он сам себя от этого заикания вылечил.
В этом году празднуется 110-летие со дня рождения Бориса Борисовича Пиотровского. Михаил Пиотровский рассказал, что в честь этой даты открыли один из залов архива Эрмитажа. И не просто архив, а непосредственно квартиру Бориса Борисовича, где он жил. 14 февраля – в день рождения Бориса Борисовича – был открыт его Мемориальный кабинет, воссозданный в квартире 21 в доме 31 на Миллионной улице, где Борис Борисович Пиотровский жил с 1948 по 1985 год. Сейчас эти помещения – часть отдела рукописей и документального фонда. На вопрос, когда было сложнее руководить Эрмитажем, тогда или сейчас, Михаил Пиотровский улыбается: «Эрмитажем руководить сложно всегда».
– Эрмитаж сам нанимает своего руководителя, надо только ему соответствовать, что трудно. Сейчас – полная свобода, но нет денег. «Денег нет, но вы держитесь». Все смеются над этим лозунгом, а мы с ним прожили последние лет 10. Теперь все еще более изменилось, ни денег нет, ни свободы нет, и дикий совершенно рост бюрократии. Бюрократия, конечно, была и при советской власти, она была частью этой власти, но ей не нужно было самоутверждаться за счет тебя. Сейчас бюрократия – это попытка установить контроль с помощью бесконечных правил, которые ставят под угрозу все: культурные обмены, выставки, заграничные поездки… По каждому поводу мелочей становится столько, что уже трудно бороться с этим. Хорошо бы сделать так, чтобы бюрократия, желающая контролировать каждый шаг, не мешала развитию культуры.
Диалог культур
«Музей – это место для диалога культур», – уверен Михаил Пиотровский. И поэтому бесконечные претензии, существующие во всех стран и музеях на тему того, кому принадлежит тот или иной экспонат, – не идут никому на благо.
– Есть такой человек – президент Франции Макрон. Он поразил всех заявлением, что просто жить не сможет и спать не будет, пока не вернет в Африку все африканские вещи, находящиеся в парижских музеях. Теперь Франции будет тяжеловато, все будут от нее требовать. Но музей – это место для диалога культур. Это не дом коллекционера, не место, где выставляются трофеи, которые нужно возвращать. В музеях идет сложнейшая исследовательская работа. Музей объединяет разные культуры, разные вещи и представляет их людям. И эти вещи начинают жить только потому, что они освоены музеем. До этого они живут в совершенно других функциях. Маска африканского племени не является предметом искусства, она является ритуальным предметом и должна выполнять свою ритуальную функцию. Когда она попадает в музей, когда это показано, она становится частью культуры, которая рассказывает, как разнообразен и многообразен мир. Каждую вещь можно обсуждать и выяснять, как она попала в музей. Но это все должно индивидуально рассматриваться. А вот так все отдать африканское... Главное – надо смотреть, какие дискуссии выстраивают музеи. Зачастую это дискуссии, просто невозможные в других местах.
Проводя экскурсию по Эрмитажу, Михаил Пиотровский акцентировал внимание как раз на тех выставках, которые поднимают актуальные вопросы и проблемы – выстраивать «диалоги культур» вместо «войн памяти». Например, выставка, посвященная Крыму.
– В Крыму жили все: греки, татары, турки, генуэзцы, византийцы, хазары, аланы и даже готы. Готы – германское племя, и, когда немцы взяли Крым, они считали, что пришли на свою землю. В истории все всегда очень сложно, это запутанные клубки. Историю интересно изучать как историю, а вот отстаивать с ее помощью исторические права невозможно. Это все прошедшая история, не надо из нее делать войны памяти. «Вот мы тут были». И готы были, и аланы были, и турки были… Нужно просто изучать все то, что было, и станет ясно, насколько все различно и интересно. Эрмитаж – это не учебник для детей про то, как и что творилось. Эрмитаж – это место для серьезных дискуссий и рассказов, которые можно по-разному трактовать.
Союз музеев
Михаил Пиотровский возглавляет Российский союз музеев, объединяющий свыше 400 музеев из 76 регионов страны. И главной его задачей он считает сохранение единства культурного пространства России.
– Наша другая задача – делать так, чтобы музеи оценивались по правильным критериям. Одни можно оценивать по количеству посетителей, а другие нельзя. И сейчас для нас – Союза музеев и Совета по культуре при Президенте – важно создать новое законодательство о культуре. Кстати, впервые в истории России президент поручил это не чиновникам, не министерствам, а общественным организациям. В основе законодательства о культуре должны лежать следующие принципы. Во-первых, культура – это не услуга, культура – это создание благ, результаты которых становятся ясными через 20-30-40 лет. Во-вторых, источником культуры является не государство, а народ. Есть такая – моя любимая – формулировка: «Учреждение, созданное для выполнения задач министерства». Все абсолютно наоборот. Министерства созданы, чтобы выполнять задачи, которые стоят перед Эрмитажем, Русским музеем, Большим театром и так далее. У нас есть задачи и есть госаппарат, который должен их обеспечить.
По мнению Михаила Пиотровского, есть три категории в сфере культуры, и их все государство, так или иначе, должно поддерживать. Пока все в порядке только с одной из категорий, а именно госзаказом.
– Госзаказ – это когда государство хочет иметь, например, фильм про 28 панфиловцев. Государство платит и получает. Но есть еще культура, которая может не нравиться, казаться неугодной… Но этой категории государство тоже должно помогать. Художникам, которые не нравятся, нужно создавать условия, в которых они могут существовать. Да, не так шикарно, как те, что выполняют госзаказ. Но, все же, они должны иметь определенный уровень свободы для творчества. Потому что мы знаем тысячи примеров, как потом, в будущем, именно эти люди, которых отвергали то цари, то секретари райкомов, становились гордостью нашей страны. И также государство должно содержать учреждения культуры, которые кажутся умирающими. Клуб сельский, в который приходит три человека, нельзя закрывать. И для трех человек клуб должен быть, чтобы потом в него могли прийти 5 человек, 10, 200… Это надо сохранять для будущего. И третья категория – это культурная индустрия. Формы культуры, которые зарабатывают деньги, такие, как кино, ТВ, использование памятников. Их тоже надо и поддерживать, и использовать.
Петербургский шовинизм
Сейчас у директора Эрмитажа «голова болит» об очередной большой стройке. В находящемся в аварийном состоянии здании Биржи создается музей государственных символов и геральдики.
– Мы сейчас укрепили фундамент, проверили, не залили ли лишнего бетона или, наоборот, не украли ли его. Все вроде нормально. Сейчас проводим санации тех, кто приходит на стройку. Как известно, на стройки объектов культуры приходит 60-70% жуликов. Поэтому нужно быстро что-то сделать, пока они или не сбегут, или их не арестуют. Тут всегда такое соревнование. Они хотят что-то сделать, взять деньги и убежать. Правоохранительные органы торопятся их поймать-арестовать. А стройка должна двигаться… В этом году мы отреставрируем фасады и крышу. Уже есть все разрешения, а это очень сложно – получить разрешения на часть работ. Через год приступим к оформлению внутри. Это небыстро, но, на самом деле, лучше сильно не торопиться, чтобы потом все не сыпалось, как это часто бывает.
Обсуждая Эрмитаж и новые музеи, невозможно не коснуться таких актуальных и вызывающих большие общественные дискуссии вопросов, как Исаакиевский собор и Музей блокады.
– Музей блокады делается, и это хорошо. Но главным должен остаться музей в Соляном переулке, который нужно восстановить. И еще множество точек должно существовать и о блокаде напоминать. И подстанция блокадная, которую мы отстояли, и хлебозавод, и школы, которые работали. Эти вещи повсюду должны напоминать о блокаде. Я уже не первый раз такую еретическую вещь говорю, что мы, при всем уважении, делаем это все не для тех, кто пережил блокаду и прожил эту эпоху. Это нужно делать для тех, кто приходит после нас. Они должны помнить, что на самом деле было. И очень важно, как мы в Петербурге сохраним эту память. И очень важен наш петербургский шовинизм. Нужно кровь из носа сохранять те вещи, которые делают нас отличными. Эрмитаж – никакого второго быть не может. Русский музей – тоже другого быть не может, и надо сохранять его особенные черты. Публичная библиотека должна быть. Исаакиевский собор должен быть, таким, каким он существует в Петербурге и рожден в результате развития петербургской культуры. Абсолютно нормально, если церковь и музей существуют вместе в здании, которое само по себе несет много музейных черт. И Российская национальная библиотека должна быть здесь одна и не сливаться с другими. Вроде бы все это поняли.
Завершая встречу, Людмила Фомичева поблагодарила гостя и пожелала ему «успешно продолжать выполнять свою миссию». На что Михаил Пиотровский ответил: «У нас общая миссия. И мы очень рассчитываем на поддержку журналистов. Не всегда слышат наш голос, но надо стараться».
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
СМОТРЕТЬ ЗАПИСЬ ПРЯМОЙ ТРАНСЛЯЦИИ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Прочитать о предыдущих встречах проекта "Культурная столица"