"Я никогда не хотел быть артистом"
На творческой встрече в Доме журналиста известный советский и литовский актер Юозас Будрайтис поделился со зрителями воспоминаниями детства и юности, рассказал о том, как совершенно непреднамеренно стал вместо юриста артистом и как перевоплощался на съемочной площадке то в фашистского генерала, то в кубинского детектива.
Юозас Будрайтис родился в семье деревенского старосты. В 1945 году его отец и дядя с семьями решили покинуть родину, уходя от Красной армии, и двинулись на запад.
– На переправе решили напоить коней, потому что дорога длинная. Конь дяди пьет, а конь отца не хочет, все назад поворачивается и ржет. Папа рассказывал, что он повернулся в ту сторону, куда конь смотрит, и так сердце защемило, слезы выступили. Он подошел к брату и сказал: "Ты помоложе, уезжай, а я останусь. Будь, что будет". И мы поехали обратно, но в деревню не вернулись, остались в Клайпеде. Отец, как хозяйственник, присмотрел домик недалеко от порта, чтобы на первом этаже сделать магазин, а на втором жить. Мы так и устроились. Но через некоторое время к нам пришли из НКВД: "Спускайтесь и живите внизу". На втором поселился их человек, с которым мы в итоге подружились. И в один "прекрасный день" этот человек пришел ночью и говорит отцу: "Никому ни слова, быстро собирайся и с семьей мотай отсюда. Тебя сегодня брать придут". И мы оттуда дернули.
Семья некоторое время колесила по западной Литве, останавливаясь то в одном, то в другом месте. И только в 1955 году решилась осесть в городке Швекшне.
– Это маленький городок, в котором было две "знаменитости": психиатрическая больница и комбинат общества слепых. Отец поступил работать на Комбинат, а мама пошла в психиатрическую больницу. И я от одного к другому шастал. Набрался навыков и опыта в подростковом возрасте из этих слоев, так сказать. Со слепыми я очень подружился, они меня любили. Я им книги читал. Одну прочитаю, они мне еще две дают.
Из школы Юозаса выгнали в 9-м классе за "разные проделки". И он уехал обратно в Клайпеду, где устроился работать плотником, а когда подошел срок, отправился исполнять "почетный долг" в Советскую Армию. Срок службы был тогда три года, а местом назначения стал наш прекрасный город Ленинград.
– Когда мы еще ехали в армию, кто-то попросил меня нарисовать на руке чернилами татуировку – собаку Друг с пачки сигарет. Я нарисовал, и все стали просить: "И мне, и мне" – очередь стояла. И когда нас в армии построили и сказали: "Кто красиво пишет? Выйти из строя!", все закричали: "Будрайтис, Будрайтис".
Так рядовой Будрайтис был отправлен в штаб, красиво писать, оформляя удостоверения. Потом начал рисовать плакаты, писать лозунги в духе "Да здравствует Советская Армия". А однажды его даже попросили нарисовать картину.
– Мне говорят: «Нарисуй картину "Александр Матросов закрывает телом амбразуру дзота"». Такую картину, не знаю ее автора, напечатали в "Огоньке". Мне журнал дали, я расчертил все по клеточкам и перерисовал на холст размером, примерно, с этот экран (Юозас Будрайтис показывает на экран на сцене Дома журналиста). За эту картину мне перед строем объявили благодарность с увольнительной на родину, а я тогда еще и года не прослужил. А картину повесили в столовой, над окошками, где раздают пищу, может, она от этого вкуснее стала. Самое интересное, что перед отъездом начальник части мне сказал: "Я знаю, там, в Литве все получают посылки из-за границы. Можешь мне привезти материал на платье для моей жены?" Посылки от родственников в США, и правда, почти все получали, и мама получала. Она мне полный чемодан тканями набила, тогда в моде было все блестящее, парча и тому подобное. Я вернулся, открыл чемодан, и командир обалдел: "Это что, все мне? Слушай, когда захочешь, скажи мне, поедешь еще раз". И когда я уже 2,5 года отслужил, я его попросил меня отпустить поступать в университет. Если поступишь, то уже можно не возвращаться, а если не поступишь, то будешь полгода дослуживать. Я, к счастью, поступил. На юридический факультет.
Но стать юристом Юозасу Будрайтису так и не довелось, хотя диплом университета он получил. Еще в 1961 году он случайно попал на съемки фильма "Когда сливаются реки" и дебютировал как артист в небольшом эпизоде именно этой картины. А уже когда учился на 3 курсе университета, получил роль Йонаса в знаменитом фильме литовского кинорежиссера Витаутаса Жалакявичюса «Никто не хотел умирать». Фильм вышел на экраны советских кинотеатров в 1966 году, принеся Юозасу Будрайтису всесоюзную известность.
– Я никогда не хотел быть артистом, даже мыслей таких не было. Меня впихнули просто в кино. После "Никто не хотел умирать" пошел такой наплыв предложений, что читать сценарии не успевал. Я хотел закончить юридический, поэтому от многого отказывался. Но когда узнал, что Витаутас Жалакявичюс написал новый сценарий, очень захотел снова поработать с этим мастером. И это желание с ним еще раз поработать стало тем, что подвигло меня оставаться в кино. Жалакявичюс был удивительно интересным человеком. Невероятная личность. Его сценарий назывался "Мужчины, которым принадлежит мир". Он начинался с того, что стоит на мосту парень с голубыми глазами и длинными волосами, грустно глядит в воду и иногда в нее поплевывает… Он сказал, что это для меня написано. Но картину закрыли, не дали снимать по этому сценарию.
Юозасу Будрайтису пришлось перевестись на заочное отделение, так как учиться на дневном уже не успевал. После "Щита и меча" он снимается в эстонском фильме "Девушка в черном" и, еще не завершив съемки, получает приглашение от Владимира Басова сыграть Отто фон Дитриха в четырехсерийном фильме "Щит и меч". "И понеслось", – говорит артист, снявшийся уже более чем в 100 фильмах и сериалах. В том числе, ему все же довелось поработать вновь с режиссером Жалакявичюсом.
– Я в его фильме "Вся правда о Колумбе" сыграл революционера Пабло. Мне тогда волосы, бороду перекрасили в черный цвет. Потом он меня пригласил на роль наркомана-мулата в фильм "Сладкое слово свобода". Пробовали из меня мулата сделать всячески, в итоге он изменил сценарий и снял меня как есть. А вот когда Жалакявичюс стал снимать фильм "Воскресный день в аду" и позвал меня на роль немецкого генерала, я хотел отказаться. Говорю: "Витас, я от этих фашистов устал, меня только перестали на них приглашать, а теперь опять? Не хочу больше". Он говорит (артист изображает интонацию и мимику режиссера и друга): "Ну, понимаешь, это же будет такой генерал в форме… Такой генерал-лебедь! Генерал-олень!". И вдруг я чувствую, как у меня шея вытягивается, и соглашаюсь.
Да, актеру не раз довелось актеру воплощать в кино образы "фашистов". На вопрос, как, играя немецкого майора Данвица в фильме "Блокада", он прочувствовал эту тяжелую тему и создал такой образ, Юозас Будрайтис поделился секретами своего мастерства.
– Надо делать разницу между реальностью и вымышленным миром. Когда играешь в картине, невозможно все время переживать за то, о чем фильм. Нужно исполнять определенный замысел, иначе можно с ума сойти. Делаешь то, что должен по сюжету делать. Но когда я в фильме "Блокада" играл Данвица – было непросто. Он такой заядлый гитлеровец, каменный, жестокий. И я автора сценария Александра Чаковского просил сделать его как-то чуть более человечным. Любой человек, каким бы каменным он ни был, все равно имеет человеческие чувства: любовь к матери, к кому-то близкому… И я просил дать ему какую-то сценку, чтобы он размышлял над тем, что совершает. Мы нашли какие-то нюансы, там есть определенные моменты в фильме. Пытаешься так выкручиваться, когда есть что-то уж очень неприятное для тебя. А в фильме "Воскресный день в аду", когда мой герой – немецкий генерал – умирал, он стоял, смотрел в сторону Германии и говорил: "Май фатерлянд"… И я себе представлял, что вот я, литовец, защищаю свою родину, получаю пулю и говорю: "Моя Литва"… Только на камеру говорил: "Май фатерлянд" и падал.
Юозас Будрайтис играл не только в фильмах и сериалах, есть в его актерском портфолио и театральные работы, но в существенно меньшем количестве.
– Актер театра и актер кино – это очень разные вещи. Конечно, их можно совмещать. Но в театре я не очень хочу играть, школу театральную никакую не заканчивал. Я и в кино-то самоучка. Но в кино может сниматься любой человек, если не дурак. То есть дурак тоже может быть "здесь и сейчас". Уметь существовать на камеру натурально, не ломаясь, говоря по-русски, не выпендриваясь, – это то, что мне хорошо удавалось. И оказалось очень востребовано в кино.
Актер востребован в кино до сих пор, как у литовских, так и у российских режиссеров. Например, в прошлом этом году он работал в фильме российского режиссера Славы Росса "Сын". Участникам же встречи, после завершения беседы артиста с директором Дома журналиста Людмилой Фомичевой, показали фильм "Сад Эдема", который в 2015 году снял знаменитый литовский режиссер Альгимантас Пуйпа. За главную мужскую роль (психотерапевта в роскошном доме престарелых) Юозас Будрайтис получил главную кинематографическую награду Литвы "Серебряный журавль".
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте, ВКонтакте и Фейсбуке, Телеграм-канале (Nevsky70). Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей. Проект «Культурная столица» представляет зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведет встречи председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России. Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"