"Я придумал себе, что понимаю женщин"
На сцене Дома журналиста, рассказывая о своей жизни, сценариях, фильмах, Виктор Мережко покорил зрителей артистичностью, юмором и огромной энергией. Снимаясь в фильмах как артист и снимая фильмы как режиссер, Виктор Мережко, все же, в первую очередь драматург. Его сценарии легли в основу любимых, ставших уже классикой советского и российского кино фильмов. Тем интереснее было узнать, из каких порой мимолетных наблюдений рождались идеи сценариев. И наблюдать, как каждая рассказываемая им история на глазах превращается в маленькую пьесу, с сюжетом и диалогами героев.
Здравствуй и прощай
Виктор Мережко сам себя называет "хуторским". Родился он на хуторе Ростовской области, после войны, в 1952 году, семья перебралась на Украину, в село Русская поляна. Там Виктор Иванович заканчивал школу и поступать в вуз поехал в Киев.
- Я с детства был помешан на кино и театре. И после школы, конечно, хотел стать артистом. Помню, по лесу бегал, дровосеком работал, а сам представлял, что меня кинокамера снимает, а на самом деле, я артист знаменитый и любимый в народе, как Крючков или Юматов. Но в Киевский театральный меня не приняли. Потому как украинскую мову я знал плохо.
После неудачного поступления в вуз пришлось поработать и в Архангельске на лесозаводе и дома дровосеком. Пока не поступил во Львове в Полиграфический институт.
- Во Львов я ехал на крыше вагона, как в кино показывают. Денег не было. Да и молодой был, дурковатый. Приехал – куда поступать? Очень нравилось название «политехнический», но там была большая очередь на сдачу документов. Я спросил: "А где мало?" Мне сказали: "В Полиграфическом", а мне вначале послышалось в "порнографическом". Я туда и пошел.
Благодаря обучению в Полиграфическом, Виктор Мережко впервые попал в Ленинград – город, который полюбил всей душой, о чем не единожды говорил во время встречи. Тогда же юный Виктор приехал на практику в Печатный двор.
- Учился я в Полиграфическом, а мечтал о кино. Помню, как на практике ходил в Летний сад и писал там сценарий. Это был какой-то ужасающий сценарий про войну, бред, но я писал и думал: "Вот все смотрят и понимают, что это какой-то писатель сидит, наверное, знаменитый".
Виктор Мережко: "Санкт-Петербург – это город-музей. Что ни дом, то произведение искусства. Их надо холить, лелеять, реставрировать. Лучше Питера города в мире нет. Его надо только любить и беречь".
После вуза, работая в издательстве в родной Ростовской области, мечты о кино Виктор Мережко не оставил. И в 1964 году поступил во ВГИК. Учился в мастерской Алексея Спешнева и Ильи Вайсфельда. Именно Илья Вениаминович Вайсфельд порекомендовал сценарий студента Мережко к постановке на "Мосфильме", где был снят его первый фильм "Зареченские женихи".
- После окончания вуза я три года болтался в Москве без прописки, без квартиры, с красивой молодой женой Тамарочкой. От милиции бегал. И тут по моему сценарию сняли "Здравствуй и прощай". Тогда было две лучших студии страны: "Мосфильм" и "Ленфильм". Я считаю, что «Ленфильм» был более продвинутой киностудией, потому что тут делали штучный товар. Я прислал на "Ленфильм" заявку, и со мной заключили договор на 4 тысячи рублей – это была самая маленькая договорная сумма. Но я же тогда был нищий, а тут целых 4 тысячи рублей. Фильм должен был делать режиссер Владимир Фетин, который снял "Полосатый рейс". Он был женат на Люсе Чурсиной, и я главную роль писал под нее. Она прочитала сценарий и сказала: "Сниматься не буду". Но отдала его читать Виталию Мельникову – блистательному режиссеру, снявшему "Начальник Чукотки". Он и стал режиссером фильма. Мы с трудом нашли героиню – Людмилу Зайцеву. И там снялась Наташа Гундарева – это была ее первая картина.
Родня
Фильм "Здравствуй и прощай" сделал имя сценариста Мережко известным. Следом на "Мосфильме" вышли "Трын-трава", "Единожды один".
- И тут в моей жизни случилось счастье. Раздался звонок на домашний телефон, Тамара сняла трубку и говорит: "Это Чухрай". Мне? Чухрай? Я взял трубку и услышал: "Я хочу вас пригласить написать для меня сценарий". Я подпрыгнул от счастья. Сам Чухрай, гениальный режиссер – "Баллада о солдате", "Чистое небо" – мне, молодому парню, предлагает такой шанс. Мы встретились, он познакомил меня с Нонной Мордюковой, и для нее я написал сценарий фильма "Трясина".
После трагического фильма "Трясина" по сценарию Виктора Мережко была снята сразу полюбившаяся народом мелодрама "Вас ожидает гражданка Никанорова". И Нонна Мордюкова, уже подружившаяся со сценаристом, попросила: "Витя, напиши мне комедию какую-нибудь".
- Я долго телился, но потом вспомнил историю своей тещи-ростовчанки. Она такая была южная женщина, забавная, во рту золотые зубы. И очень непосредственная. Однажды я с Борей Брондуковым пришел домой, когда теща как раз в гости приехала. Она его увидела и говорит: "ГХосподи, боже мой. Я думала, вы только в кино такой страшный, а вы и в жизни тоже страшный". Такая абсолютная непосредственность. Когда она приезжала к нам в Москву, она ходила на "Динамо", где жил ее первый муж-летчик с семьей, в надежде его увидеть. И я написал сценарий, дал Нонне. Она утром мне звонит с матерными прекрасными словами: "Витя, мать-перемать, ты понимаешь, что ты написал? Да это же лучший сценарий, который я читала".
Нонна Мордюкова отдала читать сценарий Никите Михалкову, который тогда как раз стал очень известным, сняв "Механическое пианино", "Свой среди чужих". И вновь в квартире Мережко раздался "счастливый звонок".
- Я снимаю трубку, а там: "Виктор, здравствуйте. Это Никита Михалков. Мне понравился сценарий, я буду снимать". Я второй раз подпрыгнул у телефона. Представляете. То Чухрай, то Михалков – поперло, как говорится. И мы стали снимать картину, ее "Родней" назвали, частично и потому, что мы на съемках все стали родней. Хотя снималась картина весело. Когда Нонна пришла первый раз к режиссеру на смотрины, на каблуках, с прической, макияжем, Никита тут же потащил ее в фотоцех, переодел в футболку, фольгу от конфеты в рот ставил, чтобы были золотые зубы. Она раскричалась: "Ты что делаешь? Я у тебя, барчук, сниматься не буду!" И ушла, сказав: "Нехай вместо меня Римма Маркова снимается" (они с Риммой были подруги). Ну что делать? Никита, говорит, скажи ей, что я Римму вызываю на кинопробы. Я звоню:
- Нонночка, ты ляпнула про Римму Маркову, а он уже вызывает ее на кинопробы.
- Да ты шо! Когда?
- Скоро, кажется, завтра.
- Да ты шутишь! Забери сценарий.
- Как же я могу забрать сценарий, он уже куплен.
- Но это ж мой сценарий. Там на первой странице написано: "Народная артистка СССР Нонна Мордюкова в главной роли" (я действительно так на первом листочке написал).
- Нонна, забрать сценарий не могу, надо как-то мириться.
- Да я поеду завтра на "Мосфильм". Я ему устрою головомойку.
И она приехала, никакой Риммы Марковой там, конечно, не было. Никита ее увидел, распахнул объятия, как он умел и сейчас умеет. Обнялись, покаялись… Начали снимать в фильм в Днепропетровске. Фильм снимался сложно. Никита с Нонной ссорились. Она собирала вещи, уезжала на вокзал, я ехал ее провожать. Она сидела на перроне и рыдала: "Все, я поехала в Москву, нехай Римма Маркова доснимается". Подъезжала съемочная машина, оттуда выходил Никита. Они обнимались, целовались, каялись… до очередного скандала. В общем, весело картина снималась.
Полеты во сне и наяву
За фильм "Полеты во сне и наяву" Виктор Мережко, а также режиссер Роман Балоян, оператор Вилен Калюта и сыгравший главную роль Олег Янковский в 1987 году получили Государственную премию СССР. В 1982 же году пленки с завершенной картиной хотели попросту смыть, посчитав фильм неудачным. А началось же все с беседы сценариста с Никитой Михалковым.
- Мне Никита говорит: "В Киеве есть хороший режиссер Балоян, напиши для него сценарий". А я очень не любил студию имени Довженко, там три моих сценария отклонили. "Он голодный ходит, ему ходу не дают", - уговорил меня Михалков. Мы встретились с Ромой, я спросил:
- О чем ты хочешь сценарий?
- Обо мне.
- А что о тебе?
- Ну, мне часто снится, как будто я, как орел, взлетаю, лечу, лечу, так красиво, а потом – бах – падаю. Просыпаюсь – и я опять в дерьме. Вот такие полеты во сне и наяву. Запиши название, а то забудешь.
Название Виктор Мережко записал и стал думать над сценарием. Прототипом главного героя фильма стал его собственный старший брат, живший на Украине, а главную роль он писал для Никиты Михалкова.
- Балоян прочитал сценарий и сказал: "Нет, Никита - это бык, слишком большой напор, не годится. Ты же знаком с Янковским? Предложи ему". Я ему говорю: "А как же Никита"? "Ай, кино-вино-домино, как-нибудь отмажемся". И я позвонил Олегу:
- Слушай, я написал потрясающий сценарий (я всегда скромный такой). Почитай.
- А студия какая?
- Довженко.
- Никогда в жизни.
- Но сценарий-то прекрасный, почитай.
- А кто режиссер?
- Балоян.
- А кто это? Не, сниматься не буду.
- Ну, прочитай, пожалуйста, прошу тебя.
В общем, уговорил. Он взял сценарий и поехал с ним на съемки в Эстонию. И тут – судьба. Заходит он в поезде в купе, а там сидит Никита Михалков. Он ему и давай рассказывать: "Мережко – гений. Такой классный сценарий написал, мне главную роль предлагают". Никита стал расспрашивать, о чем, кто режиссер, и Олег ему выболтал все. А Никита тогда как раз заканчивал "Родню" и устроил показ на "Мосфильме". В зал на 150 человек пригласил человек 300, толчея страшная была. Я увидел Олега и начал ему махать: "Здесь место есть". Тот подошел, начал меня тискать: "Гений, гений". Я ему говорю: "Не ори, Никита рядом". А Михалков поворачивается ко мне: "Виктор, я все знаю, спасибо тебе большое". Но в фильме он все же появился. Там эпизод есть, когда герой Янковского оказывается на съемочной площадке, и его Михалков прогоняет. Это не я придумал, это Балоян.
Также режиссер поменял финал фильма. В сценарии Виктора Мережко главный герой в конце разбивался, и его, умирающего, находила героиня Гурченко. Но, по мнению сценариста, изменение финала пошло фильму только на пользу.
- УкрКино фильм не понравился, распорядились пленку смыть. Но на киностудии был такой редактор – Володя Сосюра, сын известного украинского писателя Владимира Сосюры. Он втихаря отвез картину в Москву. Председатель Государственного комитета СССР по кинематографии Филипп Тимофеевич Ермаш посмотрел картину, сказал: "Картина так себе, Мережко мы знаем,кто такой. Давайте дадим третью категорию". И именно он первый позвонил сообщить, что мне дают Госпремию СССР. Его тогда уже с работы сняли, а он был выдающийся человек – патриот кино, абсолютный знаток, я ему навечно благодарен.
Одинокая женщина желает познакомиться
После фильма "Полеты во сне и наяву" у Виктора Мережко сложились отношения с киностудией имени Довженко. Именно там он познакомился с режиссером Вячеславом Криштофовичем, снявшим еще один всенародно любимый фильм "Одинокая женщина желает познакомиться". Идея сценария родилась у Виктора Мережко во время прогулки с дочкой.
- Однажды я вышел гулять с коляской и увидел объявление, такое, где телефоны хлястиками висят: "Одинокая женщина желает познакомиться с одиноким мужчиной". Я прочитал и глазам не поверил. Вернулся домой, рассказываю жене, а она не верит. Я побежал опять вниз, чтобы его снять и ей показать, а его уже нет. Я тогда решил, что женщина, которая его повесила, видимо, сама же его уже сорвала. У меня так и фильм заканчивается, когда Купченко – прекрасная актриса – срывает все свои объявления.
Виктор Мережко признается, что очень любит женщин и женские персонажи, потому что женский характер – всегда непредсказуем.
- Еще когда был написан сценарий фильма "Здравствуй и прощай", мне сказали: "Вы хорошо пишите женский характер - это ваш конек". И тогда я придумал себе, что понимаю женщин. Но, на самом деле, женщин понять невозможно. Мужчина – это голова, женщина – сердце, самый непостижимый орган. Женщина – всегда глубже, богаче. Поставь женский персонаж в любую тупиковую ситуацию – она всегда найдет нестандартный выход. Всегда.
Владимир Мережко: "Программируйте себя словом. Говорите себе, что вы красивы, молоды, что у вас все получится, вы будете счастливы. Бернард Шоу однажды сказал: "Секрет несчастья заключается в том, что у человека есть свободное время на размышления: счастлив он или нет". Это очень точная формулировка".
Сонька Золотая Ручка
Первой режиссерской работой Виктора Мережко стал двухсерийный фильм "Новогодние мужики", сценарий которого он написал по собственной пьесе, более десяти лет успешно шедшей в театре.
- Мне продюсер сказал: «Это готовое кино. Перенеси все в Новый год и пиши сценарий». Я написал и спрашиваю: "А кто снимать будет?" Он мне говорит: "Сними сам". А это же не барское дело: актеры, гримеры, костюмеры, администрация, да еще и вставать рано надо.
Но, позвав сына на роль своего помощника, Виктор Мережко все же взялся за дело. Сейчас в качестве режиссера Виктор Иванович снял уже более десяти фильмов, в их числе многосерийную картину "Сонька Золотая Ручка". Идею сделать фильм об известной аферистке и мошеннице Виктору Мережко подбросил кинопродюсер Владимир Досталь.
- Я очень дружу с Досталем Владимиром Николаевичем. Он 12 лет был директором "Мосфильма", и это он его отстоял – там же земля золотая. И после того как успешно пошел сериал "Крот" по моему сценарию, он мне говорит: "А не хочешь ли написать про Соньку Золотую Ручку?". А это же XIX век – я его обожаю. Тогда была другая Россия, другой мир: кареты, красиво одетые женщины. Я начал читать про Соньку Золотую Ручку, а про нее очень мало информации. Но какой характер! Девочка, которая родилась в семье контрабандиста и фальшивомонетчика, знала шесть языков. Я крутил сюжет как мог и каждый раз получал наслаждение, что имею дело с такой талантливой и красивой героиней. Я обожал и до сих пор обожаю и эту героиню, и эту картину.
После того, как "Соньку Золотую Ручку" показали, у Виктора Мережко состоялся еще один знаменательный телефонный разговор: "С вами говорит смотрящий московской пересылки. Хотим сказать, что мы вас очень уважаем за то, что вы сняли «Соньку». Не дай бог вы окажетесь в тюрьме, знайте, лучшая шконка у окна ваша". Потом был снят второй фильм: "Сонька. Продолжение легенды". И для третьего сценарий уже был написан, но из-за прекращения финансирования фильм снять не удалось. К сожалению, в последние годы слишком часто сценарии Виктора Мережко, увы, остаются так и не реализованными. И даже уже снятые фильмы пылятся неизвестно по каким причинам на полках.
- У вас в городе есть гениальный артист – Олег Валерианович Басилашвили. Я с ним познакомился на съемках «Соньки», потом он сыграл у меня в "Хуторянине" роль главного мафиози. И однажды он мне сказал: "Напиши для меня что-нибудь такое, что я никогда не играл. Я, например, никогда не играл человека, потерявшего память, человека-овоща". Я почему-то тогда вспомнил картину Ильи Репина "Не ждали". И сценарий так и назвал – "Не ждали". В нем Олег Валерианович играет гениального, но очень рассеянного пианиста, который живет в очень хорошем, доставшемся от деда особняке. Его сын оказывается в тюрьме, жена умирает, а на особняк кладет глаз глава города. И Кешу (я назвал главного героя в честь Иннокентия Смоктуновского, который был абсолютно гениальным актером и невероятно рассеянным человеком) отправляют в дурдом. Олег Валерианович играет роль совершенно фантастически. Но картина – 4 серии - уже 2,5 года лежит на Первом канале. Жалко, что ее не показывают. Очень честная картина.
Также лежит на телеканале "Россия" приобретенный, но не реализованный сценарий "Красный Дон" о казачестве 1941–1945 гг. Невостребованным оказался сценарий "Трое с большой дороги", который написан под Олега Басилашвили. Недавно Виктор Мережко завершил работу над новым сценарием, который, есть надежда, все же будет снят и показан.
- Это громадная история, которая называется "Вождь". Про Сталина. Три месяца сидел в архивах, 9 месяцев писал сценарий. Я в такой детектив попал, никогда не подозревал, что в жизни Сталина столько интересного. Я стал с некоторым пониманием к нему относиться. Он в чем-то, безусловно, был гений. Тиран и гений. Сценарий сдан инвестору, снимать будет талантливый молодой режиссер Владимир Кот. Я предлагал Карену Шахназарову, но он прочитал сценарий и сказал: "Грандиозный, но я уже не потяну". Я понимаю, там только персонажей более 500.
Фото: Дмитрий Фомичев
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведущая встреч - директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"