"Не судите меня с позиции высокой литературы"
Прекрасный артист Олег Басилашвили при дружеской поддержке великолепного филолога Бориса Аверина представил в Доме журналиста свою новую книгу воспоминаний "Палата № 26". Впрочем, презентация книги скорее стала творческим вечером, показавшим, что воспоминаний у Олега Валериановича еще на несколько толстых томов хватит.
В вышедшей несколько лет назад книге воспоминаний "Неужели это я?! Господи..." народный артист СССР Олег Басилашвили рассказывал о своих корнях, работе в театре и кино, общественной деятельности, личной жизни. "Палата № 26" тоже автобиографична. В ней автор делится воспоминаниями о детстве, гастролях, друзьях. Вторую книгу автор назвал "больничной историей", потому что писать ее начал, лежа в больнице. И воспоминания былых лет в ней чередуются с порой уморительно смешными, порой щемяще грустными зарисовками больничного быта.
Олег Басилашвили: "Поскольку я нахожусь в Доме журналиста, я бы хотел, чтобы вы знали, что я ни в коей мере не претендую на звание литератора или журналиста. Все, что я написал, это даже не графомания… Просто нечего было делать, вот и написал. Не судите меня с позиции высокой литературы, и даже не высокой".
Борис Аверин: "У Олега Валериановича есть несколько недостатков. И один из них – заниженная самооценка. Он начинает книжку и пишет: "Вообще я ужасный человек. Меня в семье даже побаиваются. Я говорю: "Где мои очки?" И все молчат в ужасе". Почему "Палата № 26?" Потому что пишет, как Чехов, но немного хуже. Нельзя же "Палатой № 6" назвать. При этом у него есть совершенно шекспировские образы. Например, сосед Баррикад Ильич".
Олег Басилашвили: "Больница – это собирательный образ. Я же во многих больницах Санкт-Петербурга и Ленинграда лежал. И соседа я тоже "собрал". Он такой ортодоксальный коммунист. Среди коммунистов много порядочных людей, но встречаются и такие как он: не соображает, что говорит, и живет ненавистью. Имя ему дал Баррикад. Были такие "святцы" советские. Например, имя Даздраперм – "Да здравствует первое мая", или "Марксэн" – Маркс и Энгельс. И Баррикад там тоже был, а почему Ильич – понятно. В книге есть люди, которым я специально придумал другие фамилии, потому что кое-что о них правда, кое-что добавил. Но есть и люди, которых действительно встречал, такие, как Конецкий, Астафьев, Володин или даже Лев Кассиль".
Вторая книга, по признанию автора, появилась на свет благодаря двум людям: внуку Тимофею и Борису Аверину. Свое первое сочинение Олег Басилашвили посвятил внучке, подписав ее "Маринике с любовью". Когда родился внук, пришлось писать вторую книгу, подписав ее "Тимофею с любовью". Борис Аверин же "просто заставлял писать". "Если бы не он, я бы никогда не сел за стол, не взял в руки авторучку и не занялся этим безумным, труднейшим делом», - признается Олег Басилашвили, а Борис Аверин делится "секретом": " Я сказал Олегу Валерьяновичу, что не буду к нему приходить и звонить до тех пор, пока он не напишет". К тому же, Аверин взял на себя первую редактуру рукописи: "Толстая такая рукопись. Как он ее прочел, понять не могу", – говорит Басилашвили ("Три раза", – уточняет Аверин). – Я безумно за это благодарен и рад, что могу эту благодарность публично выразить".
Борис Аверин: "Больничные впечатления в книге проходят от первой страницы до последней. И начинается, как у Чехова. Огромный японский телевизор в палате не работает. Приходят врачи: "Ну как ваши дела?" –"Температура, давление"… "Да нет, мы не про это, как телевизор?" – "Не работает". Они нажимают разные кнопки, не получается, обещают прислать мастера и уходят. Проходит время, другие эпизоды. И вновь приходят врачи: "Ну, как дела?", "Температура, давление". – "Да мы не про это, телевизор-то работает?" – "Нет". – "Ладно, мы пришлем мастера". Наконец, приходит мастер и обращается к больному: "Скажите, пожалуйста, у вас стремянка есть? А пассатижи есть?" И так все это по-чеховски, по всей книжке, продолжается. И возникает такое щемящее ощущение: мобильный не работает, телевизор не работает, в окно дует холодный ноябрьский ветер, полное одиночество и кажется, что ты всеми забыт и никому не нужен. Такая щемящая чеховская нота. Олег Валерианович подражает Чехову? Нет. Это влияние одного таланта на другой".
Рассказы о книге как-то незаметно переходят в воспоминания. Олег Басилашвили щедро делится со зрителями историями, порой настолько уморительными, что смех в зале заглушает аплодисменты. Например, отцовская "байка" про "вождя всех народов". Якобы задолго до революции дедушка Олега Басилашвили, бывший на тот момент полицейским в Тифлисе, посадил в камеру к "политическому" бандита-вора по кличке Коба. "Ты зачем народ грабишь?" – начал укорять политический бандита. "Ненавижу богатых, жрут от пуза", – ответил Коба. "Правильно ненавидишь, капиталистов надо ненавидеть, – похвалил "политический" и посоветовал: вступай в нашу партию, будем вместе их грабить". Коба вступил, и, как с серьезным лицом и смешинками в глазах сказал Олег Басилашвили, "сделал неплохую карьеру".
Затрагиваются и темы серьезные. Не все радует Олега Басилашвили в современном театре, о чем-то он говорит с горечью, но о чем-то с радостью, находя и в сегодняшнем дне достойные восхищения театральные работы.
Олег Басилашвили: "Театр находится в странном состоянии. Что казалось ценным и надоело, будучи при советской власти изуродованным, отвергается. Хочется нового, нужны новые формы. Люди ищут, у многих получается, а у многих ничего не получается. Но очень легко спрятаться за "черным квадратом". Ну кто из вас может нарисовать черный квадрат? Да любой. Но вас гением никто не назовет, а Малевич – гений. Хотя он очень хороший художник, но известен только благодаря этому "черному квадрату". И за такой квадрат многие деятели театра, литературы и так далее прячутся. Прячут свою бездарность и неумение работать, отсутствие сердца и желания поделиться со зрителями чувствами. Нет этого у некоторых, а у некоторых есть. И они теми же средствами эффекта добиваются. Вот в Вахтанговском театре "Царь Эдип". Это же пьеса, над которой заснуть можно, мухи дохнут. А я сижу в зрительном зале и плачу, как ребенок, над судьбой этого царя".
С большим воодушевлением Олег Валерианович делится впечатлениями от Екатеринбурга и Ельцин Центра, в котором в октябре давал концерт.
Олег Басилашвили: "Последний раз в Екатеринбурге был лет 7-8 назад, может, чуть больше. Поразил город. Небоскребы стоят, не то что высокие дома, а небоскребы. Центр города – это просто Пятая авеню Нью-Йорка. И стоит Ельцин Центр – новой современной архитектуры. Там замечательный музей Бориса Николаевича Ельцина, сделанный с большой любовью, хорошо исследующий историю России с политической точки зрения. Я с таким наслаждением и волнением играл там концерт. Ельцин Центр – это не только музей. Входишь, громадный атриум под стеклянной крышей и играет симфонический оркестр. Можно просто войти, послушать и уйти, никаких билетов не надо. А оркестр играет настоящий, с дирижером, во фраках. Там масса больших и малых аудиторий, какие-то лекции постоянно идут на различные темы, встречи, концерты. Там народ постоянно колобродит. Мне очень понравилось это место. Понимаю, туда добраться довольно тяжело, но, если кто попадет в Екатеринбург, обязательно посетите Ельцин Центр. Это дворец культуры, как у нас Ленсовета, только XXI века, а может, уже и двадцать второго".
В конце вечера Борис Аверин шутливо замечает: "Вы ни разу не повторили то, что написано в книжке. Все время что-то другое рассказывали. Теперь будет третья книжка?" Басилашвили с серьезным лицом кивает. "Да. Я думаю назвать ее так: "Пропала жизнь". Как Дядя Ваня кричит у Чехова. Пока название есть, больше ничего нет".
Из книги "Палата № 26":
"В такие вечера невольно лезут в голову ненужные мысли, в основном – тревожно-грустные… Как это Вершинин в "Трех сестрах" говорит:
- Одинокому становится грустно на душе…
Но разве я одинок? Да нет, конечно. Жена, девочки, внуки. Вроде все хорошо… Ан нет, тоска гложет. Каждый умирает в одиночку. Так назван роман Фаллады. И назван точно".
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте, ВКонтакте и Фейсбуке, Телеграм-канале (Nevsky70). Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей. Проект «Культурная столица» представляет зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведет встречи председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России. Публикации о всех прошедших встречах проекта "Культурная столица"