Музей дворянского быта
О праздновании 100-летия пригородных императорских резиденций, реставрации Александровского дворца, интересных музеях и уникальных павильонах из первых уст узнали гости Дома журналиста на встрече с директором государственного музея-заповедника "Царское Село" Ольгой Таратыновой.
Век музеев
Совместный проект четырех музеев, бывших пригородных императорских резиденций, «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село», посвященный столетию их музейной жизни, стартовал в январе этого года. Проект назвали «Век музеев», и в его рамках в течение всего года проводятся и будут проводиться различные интересные мероприятия. О том, как родился проект «Век музеев» и чем он поразит петербуржцев и гостей города, рассказала Ольга Таратынова.
– Я всегда говорю, что судьба наша пригородных музеев отражает историю государства в полной мере. В 1918 году это был совершенно невиданный социальный проект. Власти тогда хотели сделать очень быстро образованными огромное количество – десятки миллионов – малограмотных людей в России. Это была такая концептуальная, очень направленная политика, и превращение наших дворцов в музеи тоже служило этой цели.
У нас есть хроника начала 20-х годов, на которой пионеры идут с барабанным боем на экскурсию во дворец, по залам которого ходят люди в лаптях, в кирзовых сапогах, девушки в косынках. Публика тогда была специфическая, но работали в музеях специалисты высочайшего уровня. Мы только сейчас начали понимать, насколько они прозорливо и мудро поступали, иногда закрывая и пряча какие-то вещи, благодаря чему эти вещи дошли до нас. Ведь понятно, под каким углом зрения тогда создавались экспозиции и показывались дворцы. Это были «музеи дворянского быта», в которых проводились политические экскурсии. «Смотрите как жили цари, в то время, как народ голодал». В хронике примерно такие титры.
Конечно, по мере приближения 2018 года каждый из наших музеев думал, каким образом отмечать юбилей. И, по-моему, Даниил Александрович Гранин высказал такую замечательную идею: «Зачем 4 мелких юбилея, если можно сделать один большой?» Так родился наш общий проект «Век музеев». Каждый наш музей самодостаточный, со своим характером, у каждого свое настроение и свои герои. Мы как-то даже императоров поделили между собой, потому что одни любили «Царское село», другие «Петергоф» и так далее. Но при этом у нас и много общего. И юбилей мы решили сделать тоже общий.
Конечно, каждый из нас к юбилею проводит выставки, мы приглашаем друг друга на конференции. Но все мы вместе делаем большой театрально-выставочный проект, который расскажет о судьбе всех четырех музеях. Это такой микс театра и выставки, который откроется приблизительно в середине сентября и будет месяц представлен в Манеже. Руководит им Андрей Могучий, и это будет очень интересно, поверьте.
Делая совместный проект, мы распределили между 4 музеями обязанности. Например, Гатчина делала символику, дизайн баннеров, а нам досталось изготовление проморолика. Огромная задача в 2 минуты уложить 4 музея, такие в чем-то разные, а в чем-то одинаковые. И мы буквально вчера получили известие, что на международном конкурсе медийных проектов «Царское село» завоевало три медали, и одна из них это за ролик, который я предлагаю вам посмотреть.
Реставрация
В 2015 году Александровский дворец закрылся на реставрацию. На вопрос «близится ли она к завершению» Ольга Таратынова безрадостно смеется. Увы, изначальные планы открыть дворец летом 2018 года воплотить не удалось. Но все же на то, что до конца 2018 года его удастся хотя бы «приоткрыть», директор надеется. Впрочем, реставрация сейчас идет не только в Александровском дворце.
– По реставрации у нас еще работать и работать. Дворец – 12 тысяч метров. В этом году две знаменательные и трагические даты – 100-летие гибели царской семьи и 150 лет Николаю Второму (выставку, посвященную Николаю Второму, откроем в Екатерининском дворце буквально на днях). И мы очень стремимся в этом году его хотя бы приоткрыть. К тому же, знаю, что, если во дворце нет людей – посетителей, тех, кто присматривает – все как-то быстро портится. Нужно открыть хотя бы немножко, а потом двигаться дальше…
Мы находимся в ситуации (вместе с Гатчиной, надо сказать), когда до сих пор имеем еще много оставшихся после войны руин. Как-то так получилось, что после войны первым отреставрировали Павловск, потом Петергоф. А к нам приступили только в 1957 году, и шторм, как после войны, иссяк. Работы вели медленно, а в 80-е годы деньги кончились. Сейчас мы пытаемся продолжить этот процесс. У нас еще процентов 20 интерьеров во дворце не отреставрировано и не восстановлено. У нас еще 5 павильонов стоит в руинах, без крыш, мало кто об этом знает.
Сейчас идут работы по восстановлению церкви. Она почти всегда была закрыта, какое-то время в ней был гараж – сильно пострадала. А там подлинный Растрелли, там резьба и позолота XVIII века. Мы за нее взялись. Очень дорогая реставрация.
Реставрацию мы делаем в европейской традиции, так же, как делали Агатовые комнаты, за которые получили международную награду. Такая реставрация предполагает, что не надо восполнять утраты, надо намекать на них, подчеркивать впечатление от зала, давать понять, что же здесь было и какая архитектура была задумана авторами. Но ни в коем случае не увлекаться восполнением утрат. Потому что восполнить – проблем нет. Но всегда, когда занимаешься воссозданием, у тебя есть воля по проявлению собственного Я. Этим особенно архитекторы грешат, потому что увлекаются, я понимаю их внутренне. Но они начинают искать аналоги, а в результате картинка выглядит не так, как выглядела когда-то….
Еще мы сейчас реставрируем императорскую ферму. Наши 16 лошадок перевезены в другое место. Мы делаем фермочку, как в Версале, где будет маленький зоопарк, маленькая гостиница, маленькое кафе, и, конечно, конюшни и манеж для лошадей. Но, боюсь, что это будет не так быстро, как нам бы хотелось.
Из павильонов мы уже восстановили Белую башню, которая просто была снесена с лица земли, и там открыт детский центр. Арсенал, сгоревший во время войны, успели спасти. Там огромный свод над центральным залом, и мне специалисты говорили, что через год он обрушится. Успели и открыли в нем прекрасный музей средневекового оружия и доспехов.
И сейчас первоочередная задача – это парковые павильоны Александровского парка. Залы дворца можно воссоздать и через 10 лет, ничего не случится. А павильоны могут рухнуть. Мне кажется, сейчас уже неудобным и даже неприличным показывать на руины спустя 70 лет после окончания войны и говорить, что виноваты немцы. Хватит. Уже надо как-то восстанавливать.
Из крупных построек осталось восстановить пять разрушенных, без крыш и окон, павильонов. И в их число входит уникальный «Парнас». Это наша гора, которая стоит в Александровском парке рядом со входом. Она сделана искусственно, высокая – 16 метров. На нее поднимаешься по серпантину, наверху стоит дерево и скамеечка. Можно отдыхать и сверху смотреть на все парки. Это была такая садовая затея, популярная в XVIII веке. Насколько я знаю, больше нигде в России не сохранилась, у нас единственный образец.
Россия в Великой войне
К 100-летию начала Первой мировой войны, в 2014-м году, в Ратных палатах открылся музей «Россия в Великой войне». Это единственный в России музей, посвященной Первой мировой. О нем Ольга Таратынова рассказывает очень вдохновенно, приглашая всех обязательно посетить.
– Здание бывших «Ратных палат», в котором открылся музей Первой мировой войны, раньше нам не принадлежало. В нем в разное время были клуб, общежитие. И когда стала приближаться 100-летняя годовщина начала Первой мировой войны, все задумались о том, что музея нет. «Ратные палаты» же были построены на деньги Николая Второго и благотворителей специально для коллекции предметов российской воинской славы. Когда началась Первая мировая война, в него стали свозить трофеи, даже пристроили галерею, чтобы разместить портреты всех георгиевских кавалеров, и он постепенно превратился в музей Великой войны, как ее тогда называли, еще не зная, что будет вторая великая война.
Нам это здание передали, и мы за три года смогли сделать экспозицию. Нам для нее очень много дарили. Подарили полевую кухню, самолет.
В такой маленький музей площадью всего 1000 квадратных метров историю такой великой войны втиснуть очень сложно. И мы очень много информации заложили в мультимедийные столы, которых там очень много. Очень интересный музей получился, дети там часами могут существовать. И очень посещаемый сейчас музей.
Когда мы его делали, я лично думала, что как-то там в школе меня учили, что про Первую мировую я толком ничего не знала. Не понятно, что, почему и как закончилось, кто там выиграл? Но все же, более 2,5 миллионов русских солдат в ней погибло. Надо это помнить. И наш музей – это память об этих людях.
Янтарная и Агатовая
В этом году, когда наш город будет праздновать 315-летие, свое 15-летие отпразднует «восьмое чудо света» – знаменитая Янтарная комната, которая после 24 лет работ по воссозданию приняла первых посетителей в дни празднования 300-летия Петербурга. Побывать в «Царском селе» и не увидеть Янтарную комнату для туриста примерно то же самое, что побывать в Париже и не подняться на Эйфелеву башню. При этом, сердцу директора музея намного ближе менее известные, открывшиеся три года назад в Термах Екатерины Агатовые комнаты.
– Конечно, Янтарная комната – это то, что нам приносит миллионы посетителей ежегодно. Но, на мой взгляд, Агатовые комнаты гораздо более совершенны, и я всем рекомендую их посетить. Это подлинный XVIII век. Стены отделаны сибирской яшмой семи сортов. Создавал их Камерон, и им серьезно, порой даже заставляя изменять проект, руководила Екатерина Вторая. Это шедевр абсолютный. Знаете, все хотят увидеть Янтарную комнату, но, когда к нам приезжает человек и говорит: «Мне не надо Янтарную, покажите Агатовые», – мы сразу понимаем, наш товарищ.
Янтарная комната обросла легендами, мифами, а люди любят легенды. Она стала нашим грамотно раскрученным брендом для туристов. Как только ее открыли, посещаемость дворца увеличилась в разы и продолжает увеличиваться каждый год. В прошлом году было 3,5 млн посещений – это то, что мы можем сосчитать по билетам. Летом смотрители в залах начинают работать с 8 утра и до 10, порой до 11 вечера каждый день. Посещаемость настолько выросла, что это носит уже разрушительный характер. По нашей просьбе в прошлом году Министерство культуры разработало методичку, ограничивающую количество посещений музея, чтобы посещаемость не наносила вред.
В Агатовых комнатах у нас крутится довольно длинный видеоролик, в котором Даниил Александрович вспоминает, как он воевал. Можно в книге «Мой лейтенант» прочитать про бои в Царском селе. Там есть такой эпизод интересный, буквально на 2 страницы. Пулеметный взвод в Царском селе, как раз в Агатовых комнатах. Окна заложены, оставлены только бойницы, пол засыпан опилками и гильзами. Немцы наступают, строчат пулеметы, бойцы тащат ящики с патронами, и в этот момент в зал входит маленький, немолодой человек, про которого он сразу думает, что это сотрудник музея. И говорит солдатам: «Как вам не стыдно ящики так возить, это же уникальный паркет XVIII века. Ну-ка, наденьте тапки».
Ассоциации
У каждого дворца-юбиляра есть своя «фишка», свой, ставший очень известным и привлекающим тысячи посетителей зрелищный проект. В Петергофе – «Открытие фонтанов», в Павловске – «Императорский букет», в Гатчине – «Ночь музыки», а в Царском селе – в этом году уже в десятый раз – в июне состоится показ проекта «Ассоциации».
– 10 лет назад, когда я пришла в «Царское село», мы решили создать свой проект на стыке моды и истории. Разные модельеры часто просят разрешения использовать как площадку наши парки и дворцы. Просто фэшн-шоу нам не очень интересно, но соединить моду и историю нам показалось увлекательным. Мы собрали лучших петербургских дизайнеров, и они стали шить костюмы на заданную тему. Темы всегда исторические, связанные с нашими коллекциями, парками, архитектурой. Один год была тема «Война и мир», в другой год «Модерн». В прошлом году – «Готика».
Показы коллекций проходит в парках, и благодаря им мы еще можем показать посетителям отдаленные уголки парка, до которых не все доходят, а они просто потрясающие. Например, «Башня-руина» уникальный павильон, который построила Екатерина Вторая.
В этом году тема коллекции – «Власть красоты и императорская мода». Это будет уже десятая коллекция, и ее показ пройдет 23 июня. Отмечу, что коллекции – это не просто фантазии модельеров. Они серьезно к ним готовятся, смотрят наши фонды.
Журналистика
Ольга Таратынова в Доме журналиста чувствует себя «как дома». Не раз и не два она бывала здесь и в детстве, и в юности, вместе с мамой. Ведь она – дочь известного ленинградского журналиста Зои Таратыновой.
– Я в Доме журналиста бывала много раз с мамой, выросла буквально на даче Лениздата в Разливе, но сама никогда не собиралась быть журналистом. Если говорить о журналистах… На мой взгляд, журналисты ничем не отличаются от музейных работников или других специалистов. Есть профессионалы и непрофессионалы. Те, кто увлечен, кто хорошо относится к своей профессии и старается ее достойно нести, в любой сфере выделяются, их видно. Да, к сожалению, иногда приходят ко мне брать интервью совсем неподготовленные журналисты. Это молодежь в основном. Путают иногда Царское село с Петергофом, не очень грамотно пишут, но это такие лакуны в образовании.
Всем журналистам хотела бы пожелать, чтобы бумажные носители в виде газет еще долго жили. Книги, газеты – я люблю этот шелест, перелистывание страниц, запах краски… У меня мама домой приносила и вечно правила по вечерам гранки. Это все – часть моей жизни, и будет жалко, если она исчезнет.
ПЕРЕЙТИ К ФОТОАЛЬБОМУ
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте, ВКонтакте и Фейсбуке, Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей. Проект «Культурная столица» представляет зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Ведет встречи председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Прочитать о предыдущих встречах проекта "Культурная столица"