Гостями новой встречи проекта «Культурная столица» стали представители двух культурных сфер, которыми славится Санкт-Петербург, – музея и театра. О том, как при помощи современных технологий можно создавать невероятные мультимедийные шоу и проекты на стыке театрального искусства и музейного мастерства, 20 ноября в Актовом зале Дома журналиста рассказали генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая и руководитель студии "Шоу Консалтинг" Глеб Фильштинский.
Судьбоносная встреча
Беседу с названием «Музей и театр: навстречу друг другу» традиционно вела директор Дома журналиста, председатель Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Людмила Фомичева. Представляя гостей, она отметила: «Это люди, которые не стоят на месте, которые постоянно в движении. Это люди, которые составляют цвет интеллигенции и культуры нашего города». По просьбе Людмилы Дмитриевны гости рассказали немного о себе и своем пути к нынешним должностям и проектам.
«Я по первому своему образованию железнодорожный инженер, написала в свое время диплом на тему «Уборочная автоматическая централизация на полупроводниковых и транзисторных модулях», – начала историю Елена Кальницкая, вызвав смех в зале. – Что же тут смешного? Очень серьезная тема, – улыбнулась Елена Яковлевна и пояснила. – В свое время меня не приняли в университет, где я мечтала учиться на отделении русской филологии имени Татьяны Лариной. И я поступила в ЛИИЖТ, после которого пришла в институт мостов, где долго и любовно проектировала мосты. Но потом все-таки поступила в Ленинградский университет на искусствоведческое отделение исторического факультета. Окончила его и пришла работать в Эрмитаж на должность… – Елена Яковлевна сделала театральную паузу и продолжила, – техник-нормировщик по мелкому ремонту».
Зал вновь смеется, а Елена Кальницкая продолжает описывать свой «абсолютно нетернистый путь» в Петергоф. В Эрмитаже спустя несколько лет она стала экскурсоводом, затем научным сотрудником, в течение 7 лет по 4 раза в день проводила экскурсии, рассказывая по Меньшикова. Из Эрмитажа ушла на должность научного секретаря в Гатчину, откуда ее пригласили в Михайловский замок, в котором она «задержалась на 20 лет», пока не перешла в государственный музей-заповедник «Петергоф».
Путь Глеба Фильштинского был более прямым, по его словам, «как попал с детства в театр, так из него и не выбрался». Театр во Дворце пионеров, театральный институт, работа в самых разных российских и зарубежных театрах.
«Мне повезло, я работал с выдающимися режиссерами, артистами, художниками, директорами театров. Колоссальные люди, и я у них многому научился, – рассказал Глеб Фильштинский. – Но через 20 лет стало понятно, что чего-то не хватает. На подходе были новые неведомые технологии, шоу-бизнес и театры требовали новых решений. Пришла в голову идея сделать некую студию. Так появилась студия «Шоу Консалтинг», которой в феврале исполнится 10 лет».
«Судьбоносная», как говорит Глеб Фильштинский, встреча с Еленой Кальницкой произошла более пяти лет назад. И за такой короткий срок результатом плодотворного сотрудничества стали ежегодные, поистине уникальные мультимедийные спектакли на днях закрытия фонтанов и несколько уже действующих культурно-исторических проектов в Петергофе и Ораниенбауме, которые, скорее, можно назвать «мультимедийными музеями». О том, как они создавались, с явным удовольствием и показом видеороликов рассказали гости «Культурной столицы» зрителям.
«Мы очень любим то, что мы делаем, – призналась Елена Кальницкая. – Я думала, какую цитату подобрать к нашей встрече как эпиграф, и лучше, чем цитата Конфуция, не придумаешь: «Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Увеселительная резиденция
«Петергоф – «увеселительная резиденция», – говорит Елена Кальницкая. – Поэтому Петергоф может себе позволить то, что не может позволить Эрмитаж или Русский музей. Наше историческое название во многом дает нам возможности творчества».
Результатом совместного творчества ГМЗ «Петергоф» и студии «Шоу Консалтинг» стало уже шесть мультимедийных шоу, которые ежегодно демонстрируются на осеннем празднике закрытия фонтанов.
Первым был спектакль «Ода отечеству», созданный в 2012 году к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
«Шаг за шагом мы пытаемся создать мультимедийное шоу, чтобы оно стало ярким событием в истории не только нашего города, в истории не только Петергофа, музея-заповедника, но и в истории нашей страны», – говорит буквально пророческие слова народный артист России, режиссер-постановщик Олег Орлов в видеофильме, посвященном истории создания «Оды Отечеству».
Олега Леонидовича Орлова, уже ушедшего из жизни, неоднократно теплыми словами вспоминали и Елена Кальницкая, и Глеб Фильштинский, которые помнят и чтут «его заветы».
«Олег Леонидович – это был главный ленинградский праздникодел. Гигантские праздники на Дворцовой площади, в парках – это все был Олег Леонидович Орлов, – вспоминает Елена Яковлевна. – Когда я пришла в Петергоф и возникла идея мультимедийных шоу, вначале было трудно. Он человек классической театральной традиции, сразу честно сказал, что с мультимедиа работать не будет и не умеет».
«Да, на первом празднике он говорил: «Я в этом ничего не понимаю и никогда не пойму» – и старался дистанцироваться, – добавляет Глеб Фильштинский. – Но на втором празднике он меня потряс тем, что уже прекрасно владел этим инструментом».
Второе мультимедийное шоу в 2013-м году "Романовы. Легенды и судьбы" было посвящено 400-летию дома Романовых. В 2014-м гостям Петергофа показали спектакль "Посвящение гению. Этюды о русской культуре", в 2015-м – "Рожденные словом. Театр русской литературы".
«2015 – год русской литературы. Был довольно странный логотип этого года с тремя профилями, напоминающий нечто из недавних времен, только это были профили Пушкина, Гоголя и Ахматовой, – Елена Кальницкая откровенно рассказывает и об успехах, и о неудачах, одной из которых считает то, что зрители шоу «Рожденные словом» не совсем поняли задумку авторов. – У нас была такая смелая идея, что эти три героя с логотипа оживут и будут танцевать на большом каскаде. Увы, никто не понял, что танцевали Пушкин, Гоголь и Ахматова».
«Да, мы получили кайф, когда это придумали, – улыбается Глеб Фильштинский, – но очень мало зрителей считало это. Знаете, как бывает в театре, 53 смысла в сцену заложишь, а потом зритель говорит: «А о чем это было?»».
В 2016 году мультимедийный спектакль-ревю «Советский Голливуд» был посвящен году российского кино, а шоу этого года называлось «Хождение за три моря».
«Исследования, путешествия, лодки, корабли, самолеты, космические корабли… Главная мысль была в том, что человек всегда ищет что-то новое. Как говорится, «дайте новый глобус», – пояснил идею постановки 2017 года Глеб Фильштинский.
В этом шоу принял участие даже настоящий космонавт, записавший приветственное слово специально для «Петергофа», находясь на орбите.
«Когда Глеб пришел и сказал, напишите в Роскосмос, я подумала: «Вот прям Роскосмос побежит космонавтов для нас снимать на орбите», – вспоминает Елена Кальницкая. – А они сняли! На орбите!»
Глеб Фильштинский на экране демонстрирует многостраничные документы, которые делаются для каждого шоу. Ведь в отличие от традиционных спектаклей, такие шоу невозможно много раз репетировать. И успех мероприятия во многом зависит от тщательности подготовки. Продумывается сценография, делаются трехмерные модели, в сценарии все расписывается по минутам.
«Базовая вещь – это сценарий, нанизанный на таймлайн, – поясняет Глеб Фильштинский и рассказывает, что каждое шоу – это еще и урок. – В 2016 году мы сделали наш любимый спектакль «Советский Голливуд». Он длился 1 час 20 минут, и мы поняли, что это слишком долго. Буквально алгеброй проверили гармонию, и в этом году сделали так, чтобы шоу длилось 53 минуты».
«Эти праздники одномоментны, мы же тратим на них год своей жизни, – говорит Елена Кальницкая. – Мы пишем по 10 версий сценария, собираемся буквально каждые 2 недели. А потом – день, два – и остается только запись на пленке. Но запись не может передать то удивительное явление, когда посетители Петергофа превращаются в театральных зрителей. Это явление уникальное».
Театр – это бесконечность
Сотрудничество профессионалов музейного дела и театрального искусства не ограничивается созданием мультимедийных спектаклей. Несколько лет назад, в качестве эксперимента, был затеян культурно-исторический проект «Государевы потехи».
«Я предложила сделать необычный театрализованный музей, – рассказывает Елена Кальницкая. – Петергофские музеи абсолютно самодостаточны. Сегодня их 32, они абсолютно разные, какие-то посещаются больше, какие-то меньше. Но мы захотели рассказать о том, как отдыхали в Санкт-Петербурге, как отдыхали Романовы, какие у них были занятия. Развлечений было много, и нам пришлось выбрать. Так что будут и «Государевы потехи»-2, и «Государевы потехи»-3, ведь в экспозицию не вошли ни охота, ни балы… Здание же небольшое, и в нем мы абсолютно современными средствами рассказываем о различных явлениях петергофской культурной жизни. Мы даже сами себя остановили и не назвали этот музей музеем. Назвали «историко-культурный проект», хотя это, конечно, музей, который содержит много уникальных вещей».
После этого был музейный центр для детей «Новая ферма» и культурно-исторический проект «Петергофские дачники» в Петергофе, мультимедийный спектакль «Рождение русской оперы, 1755» для музея «Картинный дом» в Ораниенбауме. Присутствующим в зале даже рассказали о том, каким будет следующий музейно-театральный проект, работа над которым только началась.
«У нас есть музей игральных карт, кажется, что он безумно интересный. В мире всего пять музеев игральных карт. Но в этот музей мало ходят, бывает 2-4 человека в день, и мы не могли объяснить почему, – рассказала Елена Кальницкая. – Я поехала в Париж, где тоже есть музей игральных карт. Пришла в музей, а там один человек – кассир, остальные залы с первоклассными экспозициями, в которые вложен огромный труд и огромное количество денег – пусты. Чего-то в этих музеях не хватает, может быть, той самой живой жизни, о которой мы сегодня говорим. И я снова пришла к Фильштинскому и сказала: «Давайте попробуем».
Концепция нового музейного пространства, в котором хотят объединить и традиционные музейные экспозиции, и мультимедийные мини-спектакли, включающие даже интерактивные элементы, уже готова. Сейчас начинается ее реализация, и через год, накануне нового 2019 года, обновленный музей игральных карт планируют показать петербуржцам.
«Одна из базовых вещей, которые различают театр и музей, это то, что музей очень долгоиграющая вещь. И мне это очень нравится, – рассказывает Глеб Фильштинский. – Если билеты на спектакль не раскуплены, то уже через 2 месяца он перестает идти. Другой механизм. Не может артист, который выходит на сцену, находиться в ожидании публики. А музей может ждать своего посетителя. Музей дает возможность видеть результат на дистанции. Я не понимал это, когда мы делали «Государевы потехи». Только сейчас начинаю понимать. Но есть и кое-что отрицательное, – улыбается руководитель «Шоу Консалтинг» и рассказывает историю о своем первом «музейном опыте». – Еще в 2000 году я помогал делать экспозицию по Петербургу для выставки. Мы ее сделали, утром открытие выставки. И вот – она открылась, пошли люди и… А где аплодисменты? Где занавес и выход на поклоны? Театр без этого не работает, а в музее этого нет. Музей – это бесконечность, а театр – бах – и премьера».
Завершая встречу, Елена Кальницкая отдельную благодарность высказала всем своим коллегам, «замечательной команде Петергофа», которая насчитывает полторы тысячи человек, и напомнила, что в прошлом году Петергоф был признан лучшим музеем страны.
РЕПЛИКА ИЗ ЗАЛА
Директор Государственного мемориального музея А.В. Суворова Владимир Гронский: «Я долго был журналистом и остаюсь им, но не так давно я вступил в музейное сообщество. И прежде всего хочу сказать Людмиле Дмитриевне большое спасибо за то, что она оживила Дом журналиста. За то, что такие чудесные талантливые креативные люди приходят сюда, и мы имеем счастье общаться с ними. И хочу сказать огромное спасибо команде, которую возглавляет замечательная Елена Яковлевна. Я, уже как музейщик, могу с полной ответственностью заявить, что нет более интересного, продвинутого, современного, высококультурного и высокотехнологичного музея-заповедника в России».
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.
Материалы о предыдущих встречах проекта
Не надо делать сенсаций из фальсификаций (встреча с Сергеем Мироненко)
«Мы попали в промежуток» (встреча с Олегом Басилашвили)
«Наступает определенное время, когда уже не надо играть» (встреча с Регимантасом Адомайтисом)
Мозгу нужно давать тяжелую работу (встреча с Татьяной Черниговской)