Вторым гостем проекта «Культурная столица» в Доме журналиста стал народный артист СССР, Почетный гражданин Санкт-Петербурга Олег Басилашвили. Воскресным вечером, 1 октября, на сцене Актового зала Дома журналиста этот замечательный артист и удивительный человек делился своими воспоминаниями и размышлениями, читал стихи и отвечал на вопросы.
«Я безумно рада тому, что Олег Валерианович Басилашвили является нашим гостем, – этими словами начала встречу председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева. – Он не только прекрасный актер театра и кино, не только Почетный гражданин, но и человек, который олицетворяет наш город. Человек с очень мощной гражданской позицией, который говорит не только со сцены, но и в жизни, и к его голосу прислушиваются. Мы хотим сегодня спросить его о многих простых и непростых вещах, а начать я бы хотела с такого вопроса: кем вы больше себя чувствуете – актером театра или кино?»
«Я вам скажу честно: я уже себя никем не чувствую, я себя чувствую старым человеком, – одновременно с горечью и иронией ответил Олег Басилашвили. – Как говорил Станиславский, «старику в 55 лет стыдно выходить на сцену», так оно и есть. И я прекрасно понимаю, что мне 83 года, поэтому мои претензии к дальнейшей театральной судьбе крайне ограничены. Ромео я уже не льщу себе надеждой сыграть».
Затаив дыхание, зал слушал детские воспоминания актера. О бабушке, которая внесла «громадную лепту» в воспитание, о том, за что дважды был ею выпорот, о коммунальной московской квартире, о детских впечатлениях военной поры, часть которой семья провела в эвакуации в Тбилиси.
«Папа ходил дежурить на крышу, спасал дом от зажигалок, и он надевал на голову кастрюлю: это предохраняло от осколков. Все мужчины ходили на крышу в кастрюлях, и мой папа тоже. Такая была борьба с фашистами в 41 году. Помню конфетку, которую нашел в пыли на улице Тбилиси… Конфета была вся белая, но шоколадная. Вы можете себе такое представить? Шоколадная конфета с начинкой! Я ее принес домой, мы бритвой срезали пыль, разделили на три части и пили чай. До сих пор это помню».
Первое яркое театральное впечатление у Олега Басилашвили случилось еще до войны, в Московском художественном театре на спектакле «Синяя птица» в постановке Станиславского. Он так точно, артистично и завораживающе описал несколько сцен из спектакля, как будто смотрел его только вчера.
«Константин Сергеевич говорил, что для детей надо играть также, как для взрослых, только лучше. Этого он добивался, и я это застал. Я увидел жизнь на сцене театра и до сих пор это помню. Как же это было сделано великим режиссером для ребенка, чтобы на всю жизнь он запомнил. Один раз видел этот спектакль, и он произвел на меня глубочайшее впечатление, которое живо во мне до сих пор».
Поделился Олег Басилашвили и своими воспоминаниями о Георгии Товстоногове («гигантское счастье, что я попал к нему в руки»), о начале работы в БДТ, о звездном спектакле «Холстомер», о Данииле Гранине и Анатолии Собчаке. Порадовал собравшихся своим талантом, прочитав стихи Пушкина, Тютчева, Маяковского, Евтушенко. Поделился видением того, что происходит сейчас в обществе.
«Помните 90-е годы? Сколько было надежд… Да, сделано очень много, все что мы имеем сейчас – это плоды работы Горбачева, Гайдара... И плохое, и хорошее, разное. Сейчас же… Можем мы сказать, что мы живем в капитализме? Я не могу так сказать. Можем мы сказать, что живем в социализме? Нет. Или мы живем в советской системе? Тоже нет. А где мы? Это закономерный вопрос, без издевательств. У Юрия Тынянова есть замечательная статья «Промежуток». Она о творчестве Пушкина, который от классической поэзии времен Державина стал переходить на новый язык и для того, чтобы овладеть этим языком, сделал промежуток прозы: «Повести Белкина», «История пугачевского бунта» и так далее. И потом на новом этапе написал«Медный всадник». Я думаю, что мы попали в такой промежуток. И пока все колеблется, либо туда, либо сюда. Назад никак не можем, невозможно, вперед – с большим трудом. В этот промежуток попали и мы, и наши театры с их поисками, и музыка, и литература, и философия».
Видимо, чтобы встреча не заканчивалась на несколько печальной, «промежуточной» ноте, Олег Валерианович улыбнулся и сказал, что на расставание хочет прочитать всем еще одно стихотворение. Небольшой стих Иосифа Уткина, который миллионы советских девчонок записывали в свои стихотворные блокноты, в устах актера превратился в мини-спектакль на два голоса:
Двое тихо говорили,
Расставались и корили:
"Ты такая..."
"Ты такой!.."
"Ты плохая..."
"Ты плохой!.."
"Уезжаю в Ленинград... Как я рада!"
"Как я рад!!!"
Дело было на вокзале,
Дело было этим летом,
Все решили. Все сказали.
Были куплены билеты.
Паровоз в дыму по пояс
Бил копытом на пути:
Голубой курьерский поезд
Вот-вот думал отойти.
"Уезжаю в Ленинград... Как я рада!"
"Как я рад!!!"
Но когда...
Чудак в фуражке
Поднял маленький флажок,
Паровоз пустил барашки,
Семафор огонь зажег...
Но когда...
Двенадцать двадцать
Бьет звонок. Один. Другой.
Надо было расставаться...
"До-ро-гая!"
"До-ро-гой..."
"Я такая!"
"Я такой!"
"Я плохая!"
"Я плохой!"
"Я не еду в Ленинград... Как я рада!"
"Как я рад!!!"
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтактеи Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.