Навек влюбленный в Ленинград…
В выставочных залах 2-го этажа Дома журналиста все лето представлена выставка "Навек влюбленный в Ленинград", посвященная 100-летию со дня рождения фотохудожника Ильи Боруховича Голанда. На открытии выставки дочь Ильи Боруховича Голанда Слава Каштанова (Голанд) провела для гостей экскурсию, подробно рассказав о каждом экспонате, о жизни фотохудожника, и поделилась личными воспоминаниями об отце.
Солдат, войною обожженный,
Навек влюбленный в Ленинград,
Он меч свой, в битве обнаженный,
Сменил на фотоаппарат.
(Стихи С.М. Малахова, посвященные И.Б. Голанду)
Илья Борухович Голанд родился 2 января 1918 года в Двинске (Даугавпилс, Латвия). С первых дней войны на фронте был трижды ранен. В результате ранений и последовавшей за ними газовой гангрены лишился обеих ног, став инвалидом в 26 лет. Но не пал духом, а продолжил заниматься любимым делом –фотографией. В том числе снимал Эрмитаж в эвакуации.
– Он был тяжелейшим образом ранен на Карельском фронте. Минометный снаряд – подорвался при выполнении боевого задания. Прошел много госпиталей и оказался в Свердловске. Именно там ему, уже перенесшему 11 операций, чтобы спасти жизнь, ампутировали обе ноги. В Свердловск были эвакуированы ценности Эрмитажа, сотрудники которого шефствовали над госпиталем. Они ходили по палатам, рассказывали о Ленинграде, об Эрмитаже. И в один прекрасный момент искусствовед Эрмитажа Марианна Кречетова зашла в палату с трофейным фотоаппаратом: «Кто умеет фотографировать?» И он сказал: «Я умею». Заостряю внимание, не «попробую», а «умею». Папа, еще когда учился в Двинске, очень увлекался фотографией. На любительском уровне, но он очень много этим занимался.
Так Илья Голанд стал «эрмитажным» фотографом в Свердловске. После окончания войны надо было решать, куда ехать. Как и многие, он разыскивал родных по всесоюзному розыску. И в итоге узнал, что его мать, отец, две сестры с детьми были расстреляны. И куда же возвращаться?
– Марианна Кречетова, встреча с которой была для него поистине судьбоносной, сказала: «Поезжай в Ленинград». Дала ему письмо к своей сестре-двойняшке Тамаре Кречетовой, которая работала в Русском музее и в тот момент уже была в Ленинграде. И он, инвалид без двух ног на тележке с колесиками и с этим письмом приехал в Ленинград, где его тепло приняли на Большом проспекте в доме Тамары Кречетовой. Папа был награжден орденом Великой Отечественной войны I степени, но орден его нашел позже, спустя лет пять. Тогда же он в общем порядке подал нужные документы и получил небольшую квартиру на Каменноостровском проспекте, в которой мы все – трое детей – и родились.
В Ленинграде Илья Голанд обосновался в 1946 году. И в том же году встретил свою девушку Аню, медсестру, всю блокаду прожившую и проработавшую в городе.
– Это случилось 1 мая 1946 года. Парад на Дворцовой площади… Огромное количество народа. Их просто столкнуло вместе. У папы упал костыль, мама его подняла и помогла ему выйти из толпы… Они вышли на площадь Искусств, честно говоря, не знаю, так ли она называлась тогда. В то время там еще не было памятника Пушкину, зато было трамвайное кольцо. Трамвая долго не было, зато были скамеечки. Они стали разговаривать, и папа просто заворожил ее интересными рассказами. Не про войну, не про ранения, а про его жизнь до войны, про работу в Риге…
Илье Голанду как инвалиду войны разрешили открыть фотоателье. В той же самой квартире, где он жил, была и фотолаборатория, где он проявлял снимки. Как отметила Слава Каштанова-Голанд, выставка в Доме журналиста неслучайна. Илья Голанд сотрудничал с журналом «Нева». В самом первом номере 1955 года на вклейке была размещена его цветная фотография ледохода на Неве с символичным названием «Лет тронулся…». И в 1960 году он был принят в Союз журналистов СССР.
Илья Голанд освоил вождение, «Москвич» 401 с ручным управлением стал его верной рабочей лошадкой. На нем он оборудовал «вышку» для фотосъемки. С лесенкой для подъема на машину, с опускающимися шторками, подъемным стулом, штативом для фотоаппарата и, что немаловажно, крутящимся полом, позволяющим поворачиваться в любую сторону. Он одним из первых начал делать с цветных негативов цветоделение для полиграфии, стал пионером-новатором цветной печати, опубликовал множество авторских открыток, расходившихся по всему Советскому Союзу.
Первым отечественным цветным фотоальбомом стал альбом Ильи Голанда «Москва», вышедший в 1957 году тиражом 50 000 экземпляров. В 1964 году он воплотил свою мечту и выпустил авторский альбом «Ленинград», который стал первым цветным фотоальбомом о нашем городе. В 2005 году при поддержке Комитета по печати Санкт-Петербурга выпущен альбом «Ленинград. Санкт-Петербург», в котором фотографии Ленинграда Ильи Голанда дополнены фотографиями Санкт-Петербурга его сына Бориса Голанда. Все альбомы представлены на выставке.
В период работы в Доме журналиста Пресс-центра Чемпионата мира по футболу 2018 работами фотохудожника Ильи Голанда будут любоваться журналисты и блогеры, аккредитованные в пресс-центр. С 15 июля выставка будет доступна для всех желающих, по будним дням с 11.00 до 18.00.
Заведующая отделом культуры Союза журналистов СПб и ЛО Лариса Шефер:
«Самое замечательное, мне кажется, это то, что история и судьба фотохудожника Голанда каким-то образом схожа с судьбой нашего города. Наш город испытал столько страданий, и Голанд тоже. Перенеся такое увечье, он нашел в себе силы и обрел профессию. И не просто профессию, он стал истинным художником. Голанд и город нашли друг друга. Это побратимы, они одной крови. Поэтому в его работах есть такое единение и взаимопонимание. Город у него свободный, естественный и прекрасный во всех отношениях».