Не надо делать сенсаций из фальсификаций
Новый проект Дома журналиста «Культурная столица» начался со встречи с уникальным специалистом, интереснейшим лектором, научным руководителем Государственного архива РФ Сергеем Мироненко, который рассказал собравшимся 5 сентября об исторических мифах и фальсификациях.
Открывая встречу, председатель Союза журналистов СПб и ЛО, директор Дома журналиста Людмила Фомичева отметила, что цикл вечеров «Культурная столица» позволит встретиться с людьми, представляющими большой интерес для общественности.
С началом интересного проекта поздравила всех собравшихся Марина Андреева – директор управления маркетинга и коммуникаций Северо-Западного банка Сбербанка, поддержавшего реализацию проекта «Культурная столица»: «Наш банк – старейший в России, с него начиналось банковское дело. И помимо того что мы являемся финансовым гарантом нашей страны, мы стараемся как можно больше делать для того, чтобы сохранить нашу культуру и традиции. Я думаю, мы все сегодня получим большое удовольствие и узнаем что-то новое».
Безусловно, ожидания оправдались. Обсуждение различных исторических мифов, подделок, фальсификаций, сопровождающееся большим числом интересных примеров, было увлекательным и познавательным. Первым делом Сергей Владимирович призвал аудиторию не путать мифы и фальсификации: «Это абсолютно разные вещи. Миф никогда не является фальсификацией, он не выдает себя за правду, миф – это не ложь, а сказка. Фальсификация же – это заведомая ложь, выдающая себя за реальность».
В качестве одного из примеров исторической фальсификации Сергей Мироненко продемонстрировал две картины Константина Юона, посвященные одному и тому же историческому событию. Написанное в 1927 году полотно с названием "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." и созданное в 1935 году произведение "Выступление В.И. Ленина в Смольном".
Сергей Владимирович напомнил известную историю о том, как Ленин, перебинтовав якобы больной зуб, прибыл из Разлива на заседание Петроградского совета. К тому времени Троцкий уже арестовал Временное правительство, и именно на этом заседании Ленин произнес известную фразу: «Пролетарско-большевистская революция, о которой долго говорили большевики, свершилась». Это событие запечатлено на картине 27-го года, на которой можно увидеть в числе множества соратников Ленина Троцкого и Каменева. На второй же картине 1935 года количество и состав соратников сильно изменились.
«Мы нашли две картины: одна в историческом музее, которая лежала в подвале, завернутая на вал, а вторая в русском музее. Фальсификация самая простая. Сталину нужно было убрать из истории Троцкого, для этого удалили из соратников и его, и всех, кто к этому времени уже был в немилости. Это не мифологема, а сознательная фальсификация исторических событий».
Еще одна известная историческая фальсификация с политическими мотивами – это документ, якобы доказывающий связь Сталина с Охранным отделением Департамента полиции, опубликованный в 1956 году в журнале «Life» и в годы перестройки неоднократно упоминавшийся у нас. «Это подделка. У документа есть номер. Смотрим делопроизводство, под этим номером есть совершенно другой документ. К тому же, енисейский розыскной пункт был уничтожен за два года того, как появился этот документ. И так далее… Вероятно, подделал документ человек, знающий и, может быть, имевший бланк особого отдела департамента полиции, но его содержание абсолютно выдумано».
Впрочем, фальсификации не всегда имеют политические мотивы, иногда они осуществляются «из любви к искусству». Сергей Владимирович рассказал курьезную историю про «первого воздухоплавателя дьяка Крякутного», в честь которого в 1956 году даже выпустили почтовую марку. Жил в XIX веке некий неудачливый литератор Александр Иванович Сулукадзев. Увлекался он коллекционированием рукописей и исторических документов. Без злого умысла, а искусства и тщеславия ради, вписывал Сулукадзев в настоящие рукописи свои собственные сочинения. Таким образом, в одной из рукописей оказалась история о том, как дьяк Крякутный надул бычий пузырь и стал первым в мире воздухоплавателем. Ряд исследователей достаточно долго рассматривал это как реальное историческое событие. «В годы борьбы с космополитизмом «первый воздухоплаватель» активно пропагандировался. И, если вы откроете Большую советскую энциклопедию 1955-56 гг. выпуска, то там прочитаете, что наш дьяк был первее всех этих Монгольфье».
Надо отметить, что журналистам особенно важно понимать, что не всякий документ есть правда, и остерегаться различных фальсификаций. Хотя порой так трудно устоять перед «сенсационностью».
«Лет 15 тому назад обратился в госархив один известный репортер с «сенсационными документами», – поделился воспоминанием Сергей Мироненко. – Он рассказал, что пришел к нему некий человек, отец которого работал на старой площади, где была комната с секретными документами, куда этот человек проник и достал эти «жутко сенсационные» документы. Я говорю: «Хорошо, показывайте». «Ну что вы, я их только на камеру снял». И это первый звоночек! Если нет оригинала, если его не показывают или не разрешают исследовать. Да и сама история про «тайную комнату» с неучтенными документами сомнительна».
Содержание документа, который являлся договором между Мюллером и Берией, тоже вызвало у эксперта много вопросов, и в итоге он дал заключение, что документ – «очевидная подделка». Тем не менее, этот документ опубликован в биографии Сталина, выпущенной другим известным писателем, который, видимо, поверил в правдивость истории о «тайной комнате».
«Любая ложь, фальсификация, подделка рано или поздно будет разоблачена, – уверен Сергей Мироненко. – Ученые, особенно «архивные крысы», все-таки делают свое дело. Но для людей, которые питаются слухами и мифами, и доказательства не аргумент».
Рассказал Сергей Владимирович, конечно, и историю про «28 панфиловцев», которую ставят под сомнение изученные им документы. «Я отрицаю подвиг панфиловцев? Нет, никогда в жизни! Панфилов и его дивизия своими жизнями отстояли Москву. Но того конкретного боя и этих 28 человек не было, что неопровержимо доказывают документы». При этом Сергей Мироненко поднял и такую важную и болезненную тему, как «пропавшие без вести». «Настоящих героев было не 28, а сотни и тысячи. Но советская система не интересовалась людьми. Вы знаете, сколько в сегодняшнем Министерстве обороны числится солдат той войны, чья судьба неизвестна? Два миллиона! Это официальная статистика Министерства обороны, я в свое время был членом Комиссии по интернированным или пропавшим без вести. Для сравнения, в армии США 4 человека, судьба которых не установлена, во Франции и Англии от 80 до 100. Да, у нас есть замечательные поисковые отряды, настоящие патриоты, которые копают, ищут, но это – капля в море. Почему до сих пор нет государственной программы, позволяющей отдать дань памяти тем, кто пал за нашу родину, я не понимаю. И много раз этот вопрос поднимал».
На встрече обсудили еще многое. Сергей Владимирович с интересом слушал вопросы из зала и отвечал на них подробно и «без купюр». Завершая встречу, Людмила Фомичева поблагодарила Сергея Мироненко за «искреннюю и откровенную позицию» и подвела общий итог беседы: «Правда, когда бы она ни вскрылась, всегда побеждает ложь, хотя жить с правдой, порой, бывает очень трудно…».
О следующей встрече проекта «Культурная столица» мы сообщим на нашем сайте и в группах ВКонтакте и Фейсбуке. Следите за нашими анонсами.
«Культурная столица» – это цикл вечеров в Доме журналиста на Невском, 70, объединяющий общим названием встречи с наиболее яркими, известными, творческими, по-настоящему интересными людьми Санкт-Петербурга и России. В афише цикла – имена ученых, актеров, педагогов, режиссеров, общественных деятелей… Проект «Культурная столица» представит зрителям современную интеллектуальную элиту, даст возможность задать вопросы лидерам мнений, задуматься об актуальном и важном, наполнить жизнь историческими, культурными и социальными смыслами. Проект реализуется при поддержке Северо-Западного банка Сбербанка России.