Поражен услышанным
«Встреча с мэтром», новый проект Дома журналиста, проводимый совместно с Домом музыки, начался 17 апреля с беседы с главным редактором газеты «Мариинский театр», членом Союза композиторов России, почетным членом Филармонического общества Санкт-Петербурга Иосифом Райскиным. Рассказывая о современном состоянии музыкальной критики и музыкальной журналистики, Иосиф Генрихович щедро поделился своим опытом, привел много примеров из практики и сформулировал значительное число советов, которые помогут журналистам, желающим специализироваться в сфере музыкальной журналистики. Впрочем, многие советы вполне актуальны для журналистов, пишущих на любую тему.
Арт-директор Дома журналиста Ирина Иванова: «Основная идея нашего проекта «Встреча с мэтром» заключается втом, что есть такие области и, в первую очередь, в сфере культуры, в которых очень нужна специализация. Сейчас много журналистов рассказывает обо всем, но нельзя писать обо всем, и при этом хорошо писать о музыке или театре. В этом нужно разбираться".
Воспоминания бронтозавтра
Мой путь в музыку, с одной стороны, необычный для музыковеда, который учился музыке с детства, с другой стороны, органический. Я пришел в музыку из слушателей, из самодеятельности. Для меня никогда не существовало границы между физиками и лириками, я – физик по первому образованию.
В те времена, когда родилось замечательное стихотворение Бориса Слуцкого «Что-то физики в почете. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчете, дело в мировом законе», техническая интеллигенция спасала многое и в музыке, и в живописи. Когда что-то запрещалось в музыке, концерты проходили в Академгородках, в НИИ. Я человек древний и помню, как нелегко приходилось нам тогда. Для сегодняшней молодежи это выглядит как воспоминания бронтозавра.
Музыкальным журналистам и критикам в те времена приходилось трудно. И мы были абсолютно едины и потому, что были в равной степени угнетены идеологическим прессом, мы были, попросту говоря, подцензурны. Музыке на страницах газет тогда уделялось непропорционально малое место. Написать о крупном событии музыкальном больше чем 100 строк, а чаще 40-50, было невозможно. Я говорю о массовых газетах. Но, даже уложившись в эти строки бессонной ночью после концерта, вы не могли быть уверены, что написанное будет напечатано. Это вырезалось бесконечно, цензурировалось.
Сегодня мы живем в эпоху абсолютной, я подчеркиваю, абсолютной свободы. Та свобода, которая предоставлена сегодняшним музыкальным журналистам и критикам на страницах газет – это в буквальном смысле слова, как у блока в «Двенадцати»: «Свобода, свобода, эх, эх, без креста». Абсолютно нецензурированные и порой даже неправленые тексты могут появиться в серьезных газетах. Я говорю об этом для того, чтобы поднять ответственность пишущих о музыке, будь то музыкальный критик с консерваторским образованием или журналист, любящий музыку.
Автор должен сам заботиться о том, что пишет, максимально проверяя каждое свое слово, не полагаясь ни на редактора, ни на корректора. Сегодняшняя ситуация такова, что журналист как никогда отвечает за то, что он пишет.
Три составные части
Я бы сформулировал три источника и три задачи музыкальной критики, как у Ленина – три составные части марксизма.
Один замечательный музыкальный критик сказал в прошлом: «Поражен услышанным, не могу не писать. Должен писать немедля». Это первое: вы должны быть поражены, получить заряд от того, что вы услышали. Это может быть и отрицательный заряд, но вас должно взволновать. Если взволновало, сумеете взволновать и читателя.
Второе необходимое условие – это, конечно, владение русским языком. Тут я должен напомнить фразу, которую часто повторяю последнее время: «Критика – это род литературы». Об этом как-то забыли. Когда-то Белинский, Писарев, Чернышевский были властителями дум наравне с Толстым и Достоевским. Не потому, что они говорили какие-то правильные вещи, а потому, что они это говорили в яркой литературной форме. Вы должны писать замечательным или, по крайней мере, хорошим русским языком.
Говорят, «точность – вежливость королей, но мне кажется, это в еще большей степени вежливость журналиста. Сейчас количество ошибок – разверните любую газету – в том числе и в том, что касается музыки, иногда превосходит санитарные нормы. Поэтому точность – третье условие.
То, о чем пишите, должно волновать.
Владение русским языком.
Точность.
Критика критики
По поводу вечного противостояния журналистов и критиков: оно, на мой взгляд, во многом надумано. У русской музыкальной критики особый путь по сравнению с Западом. На Западе музыкальная критика родилась из музыкальных исследований крупных ученых. Научные трактаты ученых Древней Греции, Средневековья и Возрождения стали основой всего будущего слова о музыке. Музыкальная критика существовала уже во времена французских энциклопедистов. Потом появилась музыкальная журналистика, и из числа критиков вербовались журналисты для газет. Посмотрите, насколько противоположным был путь в России. Во времена Петра появились первые газеты. В них начали публиковать объявления о музыкальных вечерах, о продаже нот или книг, это были первые журналистские опыты. В начале XIX века из этих опытов рождались первые музыкальные критики. И первые наши критики, как князь Одоевский или Александр Николаевич Серов, начинали как журналисты. Из музыкальной журналистики родилась критика, которая к концу XIX века дала первые образцы музыковедения – науки о музыке. Диаметрально противоположный путь. В России журналистика была основой всего последующего развития музыкальной критики.
Поэтому я не стал бы противопоставлять критику и журналистику друг другу. Граница между ними, как сказали бы в науке, диффузная. Журналистика перетекает в критику, а критика сплошь и рядом – в журналистику. Но должен сказать, что сегодня музыкальная журналистика часто пребывает в плачевном состоянии.
Что преобладает в журналистской рецензии, например, об опере? Визуальные впечатления. Журналист, в первую очередь, пишет о сценографии, о костюмах. После начинает разжевывать режиссерскую трактовку. И в самом конце говорит о тех, кто исполнял главные партии, и «оркестр, как всегда, был на высоте». Вот вам музыкальная рецензия.
Самой музыке в прессе уделяют внимания все меньше и меньше. В рецензиях на концерты академической музыки преобладают штампы. Прилагательные в превосходной степени – это болезнь. О каждом исполнителе пишется «превосходный, талантливый, высокохудожественный». Отличить героев этих рецензий друг от друга невозможно. Сплошь и рядом я читаю рецензии, которые повторяют одно и то же из номера в номер.
Подготовка
Чтобы писать о музыке, нужно готовиться. Журналист должен готовиться к концерту. При сегодняшнем обилии возможностей, гаджетов несложно послушать что-то, чтобы понять, что вам предстоит услышать, прочесть хотя бы несколько абзацев о композиторе.
Ошибки бывают просто чудовищные. На страницах уважаемой газеты читаю, что состоялась премьера оперы Стравинского «Соловей и мавр». Есть опера «Соловей», есть опера «Мавр», но нет оперы «Соловей и мавр». Я могу привести массу примеров ошибок, не для того чтобы над ними посмеяться, а чтобы показать, что нужно готовиться. Серьезный музыкальный критик, который знает музыку, всегда готовится к концерту. Если он хочет написать что-то конкретное о сегодняшнем исполнении, то обязательно послушает, как играют другие. Только тогда он сможет сказать что-то свежее о трактовке, которую показал этот музыкант.
Музыкальных критиков, которые регулярно пишут, не так много. Должен отметить печальную вещь: сейчас музыкальные критики откликаются, в основном, на звездные концерты. И в городских газетах, в основном, публикуются статьи о концертах знаменитых певцов. Вы почти не встретите на страницах газет того, что составляет сердцевину музыкального быта: музыкальные школы, музыкальное воспитание, концерты в обычных, некрупных залах. Какие-то лакуны мы пытаемся заполнять в газете «Санкт-Петербургский музыкальный вестник», которую издает Фонд культуры и образования. У газеты адресная аудитория, при тираже 2000 экземпляров она попадает в музыкальные учреждения и вузы. Там распространяется бесплатно, но, кстати, желающие могут на нее подписаться.
Журналисту всегда нужно заниматься самосовершенствованием. Самообразование выше любых академий, и это давно известно.
Талантливые музыкальные критики часто выходили из рядов и физиков, и лириков, но не из консерваторий. Не существовало консерваторий, когда появились такие люди, как Одоевский, Серов. Многие музыкальные и театральные критики произрастали из среды любителей и ценителей. То же самое происходит и сегодня.
О следующей беседе цикла «Встреча с мэтром» мы сообщим на нашем сайте, ВКонтакте и Фейсбуке, Телеграм-канале. Следите за нашими анонсами.