Европейский формат
– В Гранд-отеле «Европа»? – удивленно переспрашивали члены Комиссии по корпоративной и отраслевой прессе, когда их приглашали на встречу «Корпоративные СМИ. Между журналистикой и пиаром». Круглый стол действительно собрался в «Европе». Это было красиво, торжественно и необычно. Но главной была все-таки не форма, а содержание.
Среди участников и спикеров, представляющих корпоративные СМИ, были не только члены Комиссии. Все они поддерживают идею создания новой дискуссионной площадки. Ведущая встречи – председатель Комиссии, пиар-директор ЗАО «Первый канал – Санкт-Петербург» Ирина Иванова представила спикеров. Основных выступающих было несколько – это директор по персоналу и информационной политике ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» Наталия Ипатова, начальник отдела рекламы и связей с общественностью управляющей компании «Наш дом» Алексей Никифоров и редактор газеты «Климатпроф news» Лариса Якуб.
В выступлениях представителей корпоративных изданий так или иначе поднимались кадровые вопросы. Как оказалось, выпускников журфака в них сегодня не так уж много. Как правило, к этому сегменту СМИ присматриваются журналисты, ищущие работу. Те же, кто в этих изданиях работает по многу лет, отмечали, что угрозы для существования корпоративных бумажных газет нет, несмотря на меняющийся тираж и периодичность выхода. Развитие Интранета и появление интернет-проектов (у Водоканала их вообще пять!) не мешают выпуску бумажных традиционных газет, у которых по-прежнему есть свой читатель.
В Мариинском театре выходит газета (пусть и раз в квартал), существует радио и телевидение, и задача этих ресурсов – восполнить культурный пробел, который не могут компенсировать общедоступные каналы информации. Об этом рассказала пресс-секретарь Мариинского театра Наталия Кожевникова, занимающаяся выпуском корпоративных СМИ.
Численность профессионалов, вовлеченных в процесс создания корпоративных печатных и электронных ресурсов, тоже везде различна. В таких крупных предприятиях, как «Водоканал», работает несколько человек, а где-то колоссальный объем выполняет один редактор. Некоторые журналисты, перейдя на работу в корпорации из крупных изданий, нередко воспринимают свою новую ипостась, как статус «на понижение». С этим в корне не согласен Алексей Никифоров – журналист и редактор, который осознанно связал журналистскую судьбу с корпоративной прессой и ни разу не пожалел об этом.
Действительно, у корпоративной прессы много преданных сотрудников. Лариса Якуб поделилась своей личной историей. Филолог по образованию, она работала на ленинградском телевидении, в советское время была связана с миром одежды и редактировала специализированные издания о моде… И вдруг неожиданно для себя открыла мир корпоративной прессы, с которым связана вот уже 13 лет.
Говоря о проблеме обратной связи редакции с читателем – главной теме встречи, Алексей Никифоров сделал несколько интересных замечаний, вызвавших всеобщее оживление. Проблема обратной связи, по его мнению, существует практически везде. В каждом конкретном случае всё зависит от руководителей той или иной компании, по-разному относящихся к критике. В наших изданиях остро стоит проблема корпоративной цензуры и самоцензуры.
Помимо газет активно создаются корпоративные сайты, что помогает оперативно решать многие вопросы, стоящие перед компанией. Наша Комиссия может помочь в привлечении новых сотрудников для этих сайтов. Возможно, это будет обсуждаться с Гильдией фрилансеров. Как заметила консультант аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Николая Бондаренко Мария Заговора, для многих компаний их издания не просто пиар-инструмент, но и ещё источник дохода. Этот опыт в непростых экономических реалиях может быть полезен для традиционной прессы.
В заключение Председатель Комиссии Ирина Иванова поделилась планами. Помимо подобных встреч, по её мнению, которое разделили коллеги, необходима постоянно действующая творческая лаборатория, ведь существует необходимость в обмене опытом, анализе работы редакций.
Предновогодняя встреча в гранд-отеле «Европа», несомненно, позволила нащупать темы, волнующие сегодня редакторов корпоративных изданий. Но на одном из следующих заседаний члены Комиссии собираются обсудить и проблемы отраслевой прессы.
Союз журналистов благодарит Гранд-отель «Европа» и лично Ирину Хлопову, директора по связям с общественностью отеля, за теплый прием, оказанный членам Комиссии.