Отраслевая пресса: между прошлым и будущим
Комиссия по корпоративной и отраслевой прессе продолжила разговор о существовании СМИ в непростых нынешних реалиях. Союз журналистов перед встречей «Отраслевая пресса: между прошлым и будущим», состоявшейся 26 февраля в Конгресс центре «Петроконгресс» – petrocongress.ru, провел опрос редакторов. Вела встречу, на которой были оглашены результаты опроса, председатель Комиссии СЖ, член жюри конкурса «Золотое перо» Ирина Иванова.
Ирина Иванова
Многие эксперты отмечают, что сегмент отраслевой прессы (как, впрочем, и корпоративной), вмещающий огромное количество изданий, мало изучен – нет медиаизмерений. (К слову сказать, лишь не так давно компания «Медиалогия» начала составлять рейтинги самых читаемых СМИ по нескольким отраслевым направлениям). По данным, опубликованным несколько лет назад, в России издавалось примерно 2,5 тыс. отраслевых изданий. Сегодня в Петербурге издаются около ста, если не больше, наименований отраслевых СМИ, и по-прежнему среди них много печатных изданий. Но идет активное осваивание интернет-пространства, некоторые редакции по экономическим причинам полностью переключаются на интернет, появляются и новые игроки. Несмотря на то, что некоторые СМИ полностью уходят в интернет (как например, издание «Промышленность Сегодня» издававшееся в печатном варианте много лет), в редакциях-респондентах (в опросе приняли участие 20 редакций) в большинстве случаев не готовы отказаться от выпуска печатного издания. Об этом заявили почти 80% респондентов.
Ирина Федорова
Как отраслевые издания переживают нынешний кризис? Понять это мы и попытались. Эксперты считают, что отраслевым СМИ, слишком зависимым от состояния экономики, сложнее пережить трудные времена, чем даже общественно-политическим изданиям. Наши коллеги признались, что самое негативное влияние на существование отраслевых изданий оказывают: снижение количества рекламы (12 респондентов), повышение типографских расходов (9), финансовые проблемы в целом (9), рост стоимости услуг распространения (8). А менее зависимы они от кадровых проблем, хотя оптимизация ресурсов происходит. Не испытывают они пока проблем и с формированием контента для своих изданий. У издателей нет ощущения сужения читательской спроса, хотя тиражи, безусловно, снижаются (они самые разные), и от распространения печатных выпусков в ряде случаев перешли к электронной подписке. Но всё же редакции хотели бы расширить сотрудничество с внештатными авторами, в том числе фрилансерами.
В своих выступлениях члены Комиссии Александр Жужукало (ИД «Октябрьская магистраль» и региональное представительство газеты «Гудок») и Ирина Федорова (ИД «Ювелирная Россия») дополнили и проиллюстрировали полученные в ходе опроса данные. И Александр, и Ирина рассказали об успешном развитии целого ряда отраслевых и корпоративных изданий под крышей одного ИД. Здесь гибко реагируют на изменения, происходящие в медиасфере и в отраслях, к которым принадлежат издаваемые СМИ. Не везде и не всегда происходит так. В основном, большинство редакций заняты поиском новых рецептов для выживания и развития (см. диаграмму)
Александр Жужукало
Но в целом, обращая внимание на кризис в СМИ и самой профессии журналиста, отраслевой прессе всё же удается сохранить качественные кадры и, более того, наши коллеги готовы исполнить свой профессиональный долг по воспитанию достойной новой смены. К сожалению, как подчеркивают специалисты, молодежь не хочет посвящать себя отраслевой и экспертной журналистике. У отраслевой прессы большой потенциал даже в условиях кризиса. Штучные специалисты – отраслевые журналисты, эксперты в своих областях всегда будут востребованы не только в специализированных изданиях, но в СМИ, адресованных широкой аудитории. Убедительно всем собравшимся рассказал об этом заместитель главного редактора по Северо-Западу РФ журнала «Морской флот» Леонид Смирнов, который много лет работал в отечественных и зарубежных изданиях, посвященных водному транспорту.
Ирина Устюменко, Леонид Смирнов
Так что ситуация в сегменте внушает оптимизм, несмотря на суровые времена. Участники встречи не согласны с утверждением, что в России почти не осталось ни производственной, ни отраслевой прессы. Отраслевая пресса пользуется уже в течение многих лет залуженным авторитетом.