Обращение Союза
Секретариат Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратился к Министру цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Носкову К.Ю., выражая беспокойство перспективой принятия законопроекта, расширяющего список оснований для досудебной блокировки интернет-сайтов.
Уважаемый Константин Юрьевич!
6 августа 2018 г. на федеральном портале проектов нормативных актов был опубликован проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», разработанный Минкомсвязи России.
Законопроект предлагает дополнить список оснований для досудебной блокировки интернет-сайтов «обоснованием и оправданием экстремистской и (или) террористической деятельности». Министерство указывает, что в существующей редакции закона досудебная блокировка по решению Генпрокуратуры применима только при выявлении фактов призыва к массовым беспорядкам и осуществлению экстремистской деятельности. На данный момент ограничение доступа к иной информации экстремистского и террористического толка осуществляется в рамках статьи 15.1 вышеуказанного закона только по решению суда, что, по мнению разработчиков законопроекта, не позволяет осуществлять блокировку сайтов оперативно. В случае принятия предложенных поправок в перечень оснований для досудебной блокировки войдет также информация, содержащая обоснование и оправдание осуществления экстремистской и (или) террористической деятельности.
Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области крайне обеспокоен перспективой принятия данной законодательной инициативы, которую мы оцениваем как противоречащую действующему федеральному законодательству, Уголовному кодексу и Конституции Российской Федерации.
В первую очередь необходимо отметить, что разработчики документа в качестве обоснования предложенных поправок указывают невозможность своевременно ограничить доступ к противоправной информации, распространяемой в сети Интернет. Тем не менее, на сегодняшний день незаконная деятельность, выбранная в качестве субъекта регулирования проекта закона «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», уже регулируется целым рядом законодательных актов Российской Федерации. Так, запрет на оправдание терроризма является уголовным преступлением по ст. 205.2 УК РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до семи лет, если такие призывы были сделаны через интернет. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, согласно статье 280 УК РФ, также являются уголовным преступлением, наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей либо лишением свободы на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные с использованием средств массовой информации, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Кроме того, существует дополнительный запрет на использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, а также других экстремистских материалов, прописанный в статье 4 федерального закона № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Федеральный закон Российской Федерации № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вступивший в силу 1 февраля 2014 г., позволяет Роскомнадзору по предписанию Генпрокуратуры РФ производить немедленную блокировку без решения суда сайтов, распространяющих призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области считает необходимым обратить отдельное внимание на то, что во всех указанных документах отсутствует определение «оправдания экстремизма», предложенное авторами законодательной инициативы – согласно действующему законодательству, досудебная блокировка сайтов возможна только за призывы к экстремизму, т.е. активное действие.
В случае принятия поправок Генпрокуратура РФ получит чрезвычайно широкие полномочия, т.к. четкого определения «оправдания экстремизма» фактически не существует. Таким образом, может сложится ситуация, когда правоохранительные органы получат право блокировать сайты без участия суда за любые материалы, которые сочтет экстремистскими - вопреки федеральному закону о противодействии экстремизму, согласно которому решение о признании материалов экстремистскими может принять только суд.
Более того, в Уголовном кодексе Российской Федерации четко указано, что призывы к террористической и (или) экстремисткой деятельности, как и оправдание терроризма, могут наказываться только в том случае, если они являются публичными – т.е. обращены к широкому кругу людей. Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предоставляет возможность досудебной блокировки за обоснование и оправдание экстремистской и (или) террористической деятельности без указания на ее публичный характер. В дальнейшем это может позволить Генпрокуратуре РФ блокировать информацию даже в том случае, если она размещена вне публичного доступа – например в личной переписке.
Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с тревогой и беспокойством наблюдает за ростом тенденции использования обвинения в экстремистской деятельности для привлечения людей к уголовной ответственности: если в 2011 г. по «экстремистским» статьям Уголовного кодекса было осуждено 49 человек, то в 2017 г. — более 600. Все чаще поводом для возбуждения уголовного дела становятся публикация в социальных сетях – в частности, в начале августа только в одном Алтайском крае было возбуждено сразу несколько уголовных дел о репостах, сохраненных изображениях и высказываниях в социальной сети «Вконтакте». В трех случаях речь шла о юмористических изображениях, очевидно не призывающих к совершению каких-либо противоправных действий. Одного из обвиняемых суд постановил отправить на стационарную психолого-психиатрическую экспертизу, необходимость которой мужчина сейчас пытается оспорить.
Еще в ноябре 2016 г. Верховный суд России обратил внимание на то, что множество людей осуждены именно за репосты в соцсетях, при этом обвиняемые просто размещали информацию, не выражая своего к ней своего личного отношения. Тогда Верховный суд заявил, что в подобных случаях не рекомендует бездумно возбуждать дела об экстремизме. Данной позиции придерживаются и многие крупные государственные служащие – в частности, в июле 2018 г. замначальника главного управления по противодействию экстремизму МВД (центра «Э») Владимир Макаров заявил, что репосты и т.н. «лайки» в соцсетях не должны становиться основанием для возбуждения уголовных дел об экстремизме. Против уголовного преследования за репосты высказался и замглавы департамента государственной политики в области СМИ Минкомсвязи Арсений Недяк.
Крупнейший IT-холдинг России Mail.ru Group 6 августа 2018 г. выпустил специальное заявление, в котором резко осудил практику возбуждения уголовных дел на пользователей за «лайки и репосты в соцсетях». В документе подчеркивается, что зачастую действия правоохранительных органов явно не соответствуют потенциальной угрозе, а их реакция на публикации оказывается немотивированно жесткой. Mail.ru Group считает необходимой амнистию несправедливо осужденных и декриминализацию подобных случаев в будущем.
Союз журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области также считает, что проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» фактически отнимает у находящихся под следствием или уже осужденных людей возможность не только получить публичную поддержку и защиту, но и просто высказать свою гражданскую позицию.
После принятия поправок любое позитивное или даже нейтральное упоминание обвиняемых и осужденных в онлайн-пространстве может быть расценено Генпрокуратурой как обоснование и оправдание экстремистской и (или) террористической деятельности, что повлечет за собой блокировку множества ресурсов, и в первую очередь – сетевых средств массовой информации. Это, по мнению Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, является прямым нарушением ст. 144 УК РФ «Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов».
Важно отметить, что законодательная инициатива идет вразрез с позицией президента Владимира Путина, четко обозначившего в июне 2018 г., что судебная правоприменительная практика должна находиться в поле зрения общественности.
Учитывая все вышесказанное, мы считаем, что законодательная инициатива подлежит отклонению, поскольку противоречит Уголовному кодексу Российской федерации, федеральным законам № 398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», нарушает статью 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждому гарантируется свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Секретариат Союза журналистов СПб и ЛО