СМИ перед выборами – средство от скуки
19 мая в Профи-центре Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области известные эксперты поделились с представителями медиасообщества своим видением предстоящей предвыборной кампании – 2016. Журналистов, конечно же, сейчас интересуют рекомендации по освещению предстоящих выборов.
Предложенная Союзом тема для однодневного семинара, организованного в рамках известного уже цикла «Современные технологии политического консалтинга», привлекла многих наших коллег. Как всегда, открыла встречу председатель СЖ, президент ИА «Интерфакс – Северо-Запад» Людмила Фомичёва.
Сначала с лекцией выступила член правления Союза, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Марина Шишкина. Эксперт, исходя из собственного депутатского опыта и участия в предвыборных кампаниях, рассказала о нынешнем петербургском политическом ландшафте. Марина Анатольевна как кандидат будет участвовать в выборах нового созыва петербургского ЗС, поэтому она подробно остановилась на местных особенностях кампании. Но, по ее мнению, вне зависимости от региона выборы превратились в откровенно неинтересный скучнейший процесс. Кстати, такого же мнения придерживаются и наши эксперты. Кандидаты и партии сегодня неинтересны ни избирателям, ни участникам процесса. Впрочем, так же реагируют на нынешнюю ситуацию и журналисты.
Другая характерная примета времени – повсеместная нехватка денег, что обусловлено экономическим кризисом. И тут влияние кризиса ощущают на себе и партии в целом, и кандидаты, которым буквально не на что проводить предвыборные кампании. Ощущают проблемы и редакции СМИ, которым крайне непросто будет заработать на выборах. Но и к услугам политтехнологов и социологов по этим же причинам не спешат обращаться участники выборов.
Известный политолог Александр Конфисахор, частый участник встреч в Профи-центре Союза журналистов, заметил: «Политический процесс выхолащивается, становится одномерным. Власть опирается не на закон, а исключительно на авторитет».
В политической жизни Петербурга тон сегодня задают женщины. (Кстати, и наш семинар заинтересовал исключительно журналисток.) Если говорить о личностях, то абсолютное лидерство на политической предвыборной арене, согласно социологическим рейтингам, демонстрируют как раз женщины.
Но возвращаясь к нынешним финансовым проблемам, Марина Шишкина привела такой пример. Несмотря на стремительное развитие новых медиа, любой кандидат по-прежнему хотел бы использовать ресурс традиционных СМИ. Что вполне объяснимо – это наиболее близкий путь к избирателям. Но чтобы выпустить агитационную газету большим тиражом, понадобится приличная денежная сумма. Не говоря уже о том, что для лучшего эффекта надо выпустить как минимум несколько номеров. О возможностях новых медиа подробно рассказал Михаил Макаренко, известный петербургский эксперт в этой области.
Уважаемый социолог Татьяна Протасенко призналась, что сегодня партии и органы власти из-за экономии практически не заказывают проведение исследований и соцопросов. То есть не интересуются чаяниями и ожиданиями своих избирателей представители органов власти любого уровня. Скажем, петербуржцы нередко ругают свои муниципалитеты, поскольку те игнорируют их потребности. Тут как раз могла бы помочь социология. Но социологов часто ругают, не задумываясь, что профессия социолога сегодня относится к разряду финансово неблагополучных и держится практически на голом энтузиазме. Вот и приходится проводить социально значимые исследования, в том числе на тему выборов, на народные деньги, собранные посредством краудфандинга. Итогом одного из таких опросов стал, в частности, вывод о том, что около 65 процентов петербуржцев, имеющих право голоса, не могут назвать свои партийные симпатии. Татьяна Захаровна напомнила правила публикации социологических данных и исследований. К сожалению, правилами нередко пренебрегают журналисты. При распространении данного вида информации важны такие параметры, как время проведения опроса, количество опрошенных, от чего зависит качество выборки и т. д.
Многие эксперты признают: единый день голосования – 18 сентября 2016 года – выбран неудачно. Эта дата в равной степени неудобна разным социальным группам избирателей, что еще отразится на явке.
Скучный предвыборный процесс и предсказуемость выборов лишают его участников желания удивить граждан и бороться за каждого избирателя. Все кажется предрешенным. От этого город наводнен бессодержательной рекламой и плакатами с агитацией. Не отличаются оригинальностью предвыборные программы кандидатов, среди которых все меньше харизматичных, интересных и образованных людей.
Что касается средств массовой информации, то, как заметил член правления СЖ, главный редактор журнала «Город-812» Сергей Балуев, надо помнить не только о значении СМИ, но и о том, что именно журналисты могут и должны подогреть интерес к выборам у своих читателей, слушателей и зрителей.
Редактор и журналист, главный идеолог Школы политической журналистики Олег Мухин отметил, что СМИ, запущенные в преддверии выборов, способны превратиться в долгоиграющие проекты. Как это случилось с интернет-изданием ЗакС.ру. Олег Мухин несколько лет возглавлял редакцию этого интернет-издания, которое было отмечено наградой конкурса «Золотое перо» за проект, посвященный муниципальным выборам и угодивший в разряд «ноу-хау». А сегодня журналист создает новый проект Бездуховности.com и надеется на интерес к нему интернет-пользователей и после выборов.
Представители СМИ должны помнить, что в этом году будут действовать новые, более сложные правила работы на выборах. Об этом рассказал член Петербургской избирательной комиссии Дмитрий Краснянский. С новациями можно ознакомиться на сайте ЦИК РФ http://cikrf.ru. По его словам, Центризбирком откроет горячую линию для журналистов, чтобы отслеживать случаи воспрепятствования их деятельности на выборах и оперативно принимать меры. Юрист, помощник депутата Марины Шишкиной Никита Савостьянов подробно разъяснил журналистам непонятные моменты, связанные с аккредитацией и присутствием на избирательных участках, дал советы по организации работы на выборах.
В этот раз журналистам придется серьезнее отнестись к соблюдению нового порядка аккредитации. Избирком аккредитует только тех журналистов, кто имеет официальный трудовой договор с редакцией, причем заключенный гораздо раньше старта предвыборной агитации. А самим редакциям СМИ для освещения кампании-2016 нужно подать официальную заявку в городскую избирательную комиссию. Очевидно, представителям СМИ важно не пропустить установленных сроков и быть внимательными при заполнении документов.
19 мая 2016 года ЦИК России провел в режиме видеоконференции семинар. Председатель Центризбиркома Элла Памфилова заверила журналистов: «Опираясь на вас, мы можем обеспечить проведение хорошего и достойного избирательного цикла». В прошлые годы, как известно, было зафиксировано множество сигналов о нарушении прав журналистов. Действительно ли ЦИК будет серьезнее изучать возникающие проблемы, покажет время.
Сергей Балуев, вспоминая об опыте Союза журналистов по организации горячих линий в дни выборов, считает, что чем больше будет подобных инициатив, тем лучше. Ведь и редакции СМИ могут заниматься мониторингом возникающих нарушений.
По данным ЦИК РФ, помимо избирательной кампании по выборам депутатов Государственной думы седьмого созыва, по всей стране будут проходить региональные и местные выборы. В 6 субъектах РФ пройдут выборы высших должностных лиц, в 38 – выборы депутатов региональных парламентов, в 11 – выборы в представительные органы муниципальных образований административных центров, а также свыше 5000 муниципальных избирательных кампаний. Предполагается, что по всей стране в выборах могут принять участие свыше 110 миллионов избирателей.