Союз журналистов Петербурга и Ленобласти написал обращение в Минюст для разъяснения закона об «иноагентах»
Рабочая группа Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленобласти составила обращение к Министерству юстиции России. В нём Союз просит разъяснить вопросы определения некоторых критериев, указанных в законодательстве, относительно возможного признания журналистов иностранными агентами. Председатель Союза журналистов СПб и ЛО Андрей Радин отмечает, что группа уже давно ведёт работу по созданию документа-обращения к Минюсту.
В обращении указано, что в законе в перечне исключений из политической деятельности не указано распространение массовой информации, гарантирующее конституционное право граждан на получение информации. В связи с этим у Союза сформировался ряд вопросов:
- Означает ли это, что деятельность журналиста во всех случаях является политической деятельностью? Если нет, то в каких случаях и по каким критериям она признается политической?
- Каким образом устанавливается воздействие иностранного источника на журналиста в виде финансовой, имущественной или организационно-методической помощи?
- Может ли быть квалифицировано как воздействие иностранного источника в виде организационно-методической помощи участие журналиста в международных конференциях, семинарах, форумах и т.д.?
- Может ли быть квалифицировано как воздействие иностранного источника в виде финансовой помощи получение журналистом международных денежных премий, наград, призов и т.п.?
- Вправе ли журналист в рамках гарантированного Конституцией РФ права граждан получать общественно значимую информацию осуществлять целенаправленный сбор сведений, например, об оценке и прогнозах развития военно-политической, стратегической (оперативной) обстановки, а также иных сведений, указанных в Перечне, в том случае если на него не оказывалось воздействие иностранного источника?
- Вправе ли журналист в рамках гарантированного Конституцией РФ права граждан получать общественно значимую информацию осуществлять целенаправленный сбор сведений для ведения судебных репортажей об указанных в перечне категориях преступлений, в том случае если на него не оказывалось воздействие иностранного источника?
- Учитывая, что в соответствии со ст. 140 УПК РФ сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, является поводом для возбуждения уголовного дела, вправе ли журналист публиковать достоверные сведения, полученные от правозащитных организаций о возможном совершении воинских преступлений, если официальной информации из пресс-служб, прокуратуры и следственных органов по ней нет, в том случае, если на него не оказывалось воздействие иностранного источника?
- Вправе ли журналист публиковать ставшие ему известными сведения о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях и предварительного расследования, которые производятся следователями органов федеральной службы безопасности и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, если даже они не были преданы гласности в соответствии с законодательством Российской Федерации с разрешения уполномоченных сотрудников органов федеральной службы безопасности и Следственного комитета Российской Федерации, в том случае, если на журналиста не оказывалось воздействие иностранного источника?
- Относится ли запрет опубликования сведений журналистом, получившим, по мнению Минюста РФ воздействие от иностранного источника, к опубликованию сведений о преступлениях, расследуемых следователями органов федеральной службы безопасности преступлениях, но не относящихся к области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, то есть например, о преступлениях в сфере экономической деятельности (коррупционных преступлениях или крупных хищениях)?
Вопросы сформулированы и отправлены в Министерство юстиции России.