Тосненский фотобытописатель
"Разговоры на фоне вечности" председатель Гильдии фотожурналистов Андрей Чепакин в этот раз вел со своим старым другом, бессменным фотокорреспондентом "Тосненского вестника" Евгением Асташенковым.
Как всегда, в начале встречи Андрей Чепакин пояснил собравшимся, почему проект Гильдии фотожурналистов называется "Разговоры на фоне вечности": "Каждый фотограф, даже если и отмахивается от этого, все равно мечтает, чтобы его картинки где-то в вечности остались".
Можно быть уверенными, что самым запечатленным для вечности районом Ленинградской области является Тосненская земля. Именно здесь живет Евгений Асташенков и более 30 лет работает в "Тосненском вестнике". Наверное, нет в районе ни одного уголка, ни одного человека, который бы ни разу не попал в кадр Евгения Асташенкова.
Накануне встречи в Доме журналиста Евгений Асташенков отпраздновал свое 60-летие открытием в Фонде исторической фотографии Карла Буллы выставки "Просто это наша жизнь". Андрей Чепакин признался, что именно это подтолкнуло его пригласить Евгения на "Разговоры на фоне вечности", которые ранее он уже вел с Дмитрием Ловецким, Кириллом Кудрявцевым, Давидом Френкелем.
– Женя Асташенков все время рядом, уже скоро как 40 лет, но его как-то не сообразил позвать. А тут вдруг встрепенулся, – с улыбкой поясняет Андрей Чепакин. – Однажды давно мы с ним вели умный разговор, и, дойдя до кондиции, когда искренность уже прет отовсюду, он мне сказал: "Чепакин, как я тебе завидую, ты весь мир объехал, все снимал". А я ему сказал тогда реально пророческую вещь: "Таких Чепакиных много, а ты, Асташенков, будешь такой один". И это правда. Он такой один и неповторимый.
Евгений Асташенков, предваряя показ своих работ, немного рассказал об издании, 30-летие работы в котором отпраздновал в прошлом году. "Тосненский вестник", ранее называвшийся "Тосненское знамя", была трамплином в большую журналистику для очень многих известных имен, в том числе в ней работали и Валерий Лозовский, и Андрей Чепакин, и Иван Куртов.
– Я же пришел такой и весь из себя сельский и остался. Я там все понимаю, я люблю этих людей, я люблю эту жизнь. Андрюша называет меня деревенщиком, и мне это очень отрадно слышать. Я живу на селе и снимаю село. И мне кажется, что сельские люди отличаются какой-то искренностью, простотой.
Первые кадры, которые показывает Евгений, – это черно-белые работы, сделанные давно, отпечатанные на бумаге, а сейчас отсканированные для выставки. После идут цветные снимки. Подборка за 30 лет работы включает в себя и портреты, и репортажи с праздников и мероприятий, и фотоистории о жизни сельчан, и милые кадры с котиками и другой живностью, и чудесные пейзажи, и натюрморты.
– Одну из своих самых первых выставок, где-то в 90-м году, я делал здесь, в Доме журналиста, – вспоминает Евгений Асташенков. – На нее пришел Илья Авраамович Наровлянский – замечательный мастер фотографии и человек – и сказал: "Нет, это не журналистика". Я напрягся, а он продолжил: "Это скорее такое фотобытописание". И это так легло на душу. Я, собственно говоря, именно этим и занимаюсь.
Фото: spbsj.ru