Во вторник, 29 марта, в 14:00 будет проведена вторая в 2022 году встреча нашей профессиональной ассоциации — Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Встреча посвящена теме, которую гильдия держит на контроле уже несколько лет. Речь о судьбе объекта культурного наследия «Комплекс Нарвской льноджутовой мануфактуры», основанной в XIX столетии в Ивангороде легендарным российским банкиром, промышленником и меценатом бароном Александром Штиглицем.
Соберёмся мы в Санкт-Петербургском Доме архитектора на Большой Морской улице, № 52. Место встречи выбрано не случайно. Во-первых, красивейший особняк до революционного 2017 года принадлежал Александру Половцову, зятю банкира. Во-вторых, именно здесь теперь находится рабочий кабинет президента Санкт-Петербургского Союза архитекторов Олега Романова, возглавляющего и фонд «Наследие барона Штиглица». Непосредственно перед встречей журналистов в нашем присутствии будет подписан договор о передаче государством фонду в безвозмездное пользование пяти нежилых зданий исторической мануфактуры общей площадью свыше 12 тысяч квадратных метров. Состояние, в котором находятся сейчас корпуса мощной некогда фабрики, предполагает здесь в скором времени обширный фронт работ и для строителей, и для реставраторов.
В соответствии с приказом, подписанным первым заместителем министра культуры Российской Федерации С. Г. Обрывалиным, заключить с фондом договор на срок в четверть века поручено федеральному Агентству по управлению и использованию объектов истории и культуры. Директор фонда «Наследие барона Штиглица», известный ландшафтный архитектор Елена Штиглиц, давно мечтает о создании на территории бывшей мануфактуры музея и культурного пространства. В грёзах современных Штиглицев, которые приходятся знаменитому промышленнику отнюдь не прямыми потомками — у него таковых не было, — но всё же родственниками по соседней ветви генеалогического древа, в будущем музее обязательно должна быть экспозиция, посвящённая Александру Людвиговичу. Но не только. Уникальность основанной им в Ивангороде мануфактуры заключалась прежде всего в том, что станки приводились в движение непосредственно мощной энергией водяных потоков, начинавшихся в Нарвских водопадах и устремлявшихся в сложную систему каналов, расположенных под цехами. Изготовление действующей модели этого водного привода — дело решённое. Обсуждается предложение создать в части помещений водолечебницу, или, по-западному говоря, спа-комплекс с фабричными мотивами в дизайне. Однако абсолютно всё, в том числе и создание музея текстильной промышленности, по мнению Елены Штиглиц, должно было начаться с освобождения корпусов фабрики от кустарного производства строительного утеплителя. Небольшое предприятие под руководством бывшего заместителя директора советской канатной фабрики Фёдора Ноздри обосновалось здесь в лихие 1990-е годы.
Наша журналистская гильдия и секретариат Союза журналистов в 2020 году обращались в прокуратуру, к властям Ленобласти и руководству российского Министерства культуры по поводу факта незаконного воспрепятствования журналистской деятельности. Представителей ряда средств массовой информации, членов гильдии в январе позапрошлого года не впустили на территорию фабрики, когда коллеги приехали в Ивангород с целью проверить тревожные сигналы о демонтаже бывшим арендатором металлоконструкций и станков. Металл впоследствии был вывезен и продан в качестве лома. Объекту культурного наследия этим оказался нанесён существенный урон. Теперь, проиграв все арбитражи и аппеляции, руководство бывшего предприятия-арендатора утратило право на пользование ценной государственной собственностью.
В таком близком к Санкт-Петербургу Ивангороде с данным событием серьёзно расширяется фронт работ, связанных с воссозданием наследия барона Александра Людвиговича Штиглица и вообще развитием этого древнего города, расположенного на самой границе России с Эстонией, а значит — с Евросоюзом.
На совсем небольшом расстоянии от двух враждебных издревле крепостей — Ивангородской крепости и Нарвского замка, так же, как и они, на противоположных берегах реки Наровы с начала XIX столетия расположены два конкурирующих промышленных гиганта, окружённых рабочими жилыми кварталами: Кренгольм в Эстонии и основанная Штиглицем Солнечная Парусинка с льноджутовой мануфактурой в российском Ивангороде. Исторически то Кренгольм, то Парусинка поочерёдно оказывались победителями в вечном состязании. Ныне перевес, увы, у зарубежного Кренгольма, где хотя и нет ни текстильного производства, ни музея, зато шведскими инвесторами выполнена профессиональная консервация громадной фабричной территории, оборудован культурный центр, регулярно проводятся музыкальные фестивали.
Непозволительным для нашей страны контрастом этому выглядит разруха в ивангородской Парусинке, единственным светлым пятном в которой является недавно восстановленный при участии фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы России Свято-Троицкий собор, место упокоения Штиглицев. Там похоронены и Александр Штиглиц, и Александр Половцев. Но фамильная усадьба Штиглицев разобрана и вывезена в 1980-х куда-то в Эстонию, дивной красоты парк вокруг неё в запустении, благоустройство в жилых кварталах только начато, а консервация, последующая музеефикация и современное приспособление объекта культурного наследия «Комплекс Нарвской льноджутовой мануфактуры» теперь, хочется верить, уже в ближайшей перспективе.
Председатель Гильдии журналистов, работающих в сфере архитектуры, строительства и сохранения культурного наследия — Сергей Ярошецкий.