Создавать программы выгоднее, чем платить журналистам?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ прогресс увеличивает возможности людей. Но многие журналисты за рубежом обеспокоены тем, что развитие технологий может оставить их без работы. И это не беспочвенно.
По сообщению L’Humanité, в начале 2015 года руководство сайта Yahoo! Québec заменило двенадцать своих сотрудников на специальные программы, мгновенно выстраивающие заданные факты в нужной последовательности и выдающие готовый материал. Создать такие программы и следить за их работой оказалось выгоднее, чем платить журналистам.
Популярный сайт с ежемесячной аудиторией около 1,4 млн человек для франкоязычного населения Канады стал почти полностью автоматизированным. И обработка материалов, и их размещение на ресурсе осуществляются уже без прямого человеческого вмешательства. Поэтому увольнений удалось избежать в основном лишь коммерческой группе, занимающейся продажей рекламы на сайте.
Это не первый такой случай: в течение последних нескольких лет ряд крупных СМИ (например, The Los Angeles Times) передалт составление части статей компьютерным программам. Стоит отметить, что искусственный интеллект способен как мгновенно обрабатывать новости бизнеса и спорта, так и создавать статьи в манере того или иного журналиста, воспроизводя его любимые выражения и речевые обороты. Разумеется, пока такие программы имеют дело только с перечнями фактов, а не тогда, когда приводится точка зрения.
Из-за повсеместного распространения цифровых технологий и роста количества непрофессиональных журналистов границы самой профессии оказались как никогда размытыми. Об этом рассуждают в своей книге «Границы журналистики: профессионализм, практики и партнерство», вышедшей в апреле 2015 года, профессора – Сент-Луисского университета Мэтт Карлсон (Matt Carlson) и Миннесотского университета Сет Льюис (Sath C. Lewis). Исследование границ журналистики – это не просто интеллектуальное упражнение для ученых, а попытка вникнуть в то, какие последствия могут наступить для журналистов. По словам Карлсона, «Быть признанным “легитимным” журналистом означает не только престиж и доверие, но и доступ к новым ресурсам, аудитории, фондам, правам с точки зрения закона и другим привилегиям принадлежности к социальному институту». Архаичной исследователю кажется позиция, когда блогеров не хотят причислять к числу журналистов. Статус блогеров и вопрос о том, имеют ли они право на государственную поддержку, стали темой недавних дебатов в Австралии. А в США, к примеру, возникают судебные разбирательства из-за того, что некоторые сайты не имеют базовых привилегий традиционных новостных агентств.
Карлсон и Льюис прибегли к принципу социолога Томаса Джейрина (Thomas F. Gieryn) и примерили его модель к исследованию границ современных СМИ. Быть журналистом – это значит иметь права и признание, но в то же время находиться под подозрением в политической ангажированности. Профессиональный журналист должен действовать в рамках этических норм, не нарушать устоявшиеся правила своей профессии, стремиться к объективному, независимому взгляду на события.
Таблица, созданная Карлсоном и Льюисом, показывает, какой широкий спектр практик может подпасть в наше время под определение журналистики.
Участники | Практики | Профессионализм | |
Экспансия | Признание нетрадиционных журналистов – блогеров Пример: Гражданские журналисты | Признание легитимными новых медийных практик Пример: Публикации в Twitter как разновидность журналистики | Признание легитимными новых СМИ Пример: Телевидение и блогеры становятся разновидностью профессиональной журналистики |
Исключение | Изгнание участников, нарушающих общепринятые нормы Пример: Увольнение Джейсона Блэра (Jayson Blair) из The New York Times | Изгнание практик, нарушающих общепринятые нормы Пример: Прекращение отношений с папарацци | Изгнание форматов и ценностей, нарушающих общепринятые нормы Пример: Политически ангажированные СМИ и таблоиды не признаются журналистикой |
Защита автономии | Непризнание отдельных участников информационного пространства Пример: Агентства по связям с общественностью, рекламные отделы, граждане |
Защита от навязывания практик Пример: деятельность The Leveson Inquiry, легальность утечек засекреченной информации | Защита профессии от внешних игроков Пример: Защита редакции от высшего руководства |
Ученые убеждены, границы журналистики продолжат меняться, стираться, возникать заново, каждый раз трансформируя наше представление о получении новостей и об их природе.