Фриланс становится выгоднее
Популярность фриланса прежде всего связывают со стремительным развитием Интернета и социальных сетей, а также с изменившимися предпочтениями нового поколения специалистов. Всё больше молодых людей в мире выбирают этот путь даже не из-за отсутствия штатной работы, а потому, что ценят гибкий график и свободу. Их уже не устраивает традиционный восьмичасовой рабочий день.
Армия фрилансеров растет
Freelancers Union (объединяет и журналистов-фрилансеров с членством в организации уже до пяти лет) и Upwork провели совместное исследование в 2015 году. В опросе приняли участие более пяти тысяч респондентов. И оказалось, что 54 млн жителей США (34% работающего населения страны) – это внештатные сотрудники, и их количество за год выросло на 700 тыс. человек. Как подчеркивается в исследовании, речь идет о тех, кто «участвует во вспомогательной, временной, проектной или контрактной работе в течение последних 12 месяцев». Кстати, в США существует налоговая форма 1099-MISC, где указываются доходы, не связанные с основным местом работы.
Согласно исследованию, существует пять различных типов фрилансеров:
- Независимые работники (Independent Contractors)
36% фрилансеров / 19,3 миллионов профессионалов
«Обычные» фрилансеры, не имеющие постоянного работодателя и выполняющие временную или вспомогательную работу на проектно-контрактной основе.
- Работающие по совместительству (Moonlighters)
25% фрилансеров / 13,2 миллионов профессионалов
Профессионалы, имеющие основную (традиционную) работу и в то же время подрабатывающие фрилансерами. Например, состоящий в штате веб-разработчик, выполняющий сторонние заказы по вечерам.
- Многоплановые работники (Diversified workers)
26% фрилансеров / 14,1 миллионов профессионалов
Лица, имеющие несколько источников дохода и совмещающие традиционную работу с фрилансом. Например, человек, работающий в регистратуре зубной клиники 20 часов в неделю, а остальное время — таксистом в службе Uber и свободным журналистом.
- Временные сотрудники (Temporary Workers)
9% фрилансеров / 4,6 миллионов профессионалов
Профессионалы, сотрудничающие с одним работодателем на временной основе. Например, бизнес-консультант, развивающий стартап в течение нескольких месяцев.
- Частные предприниматели-фрилансеры (Freelance Business Owners)
5% фрилансеров / 2,5 миллионов профессионалов
К этой категории относятся владельцы собственного бизнеса – частные предприниматели, имеющие от одного до пяти сотрудников. Например, специалист по социальному маркетингу нанял команду профессионалов для создания небольшого агентства, но продолжает считать себя фрилансером.
Наиболее очевидная тенденция – существенный рост числа многоплановых работников (с 9,3 до 14,1 млн). Причем число фрилансеров, чей доход на 10% или более состоит из услуг, оказываемых в рамках «экономики взаимопомощи» (посредством веб-сайтов Uber, Etsy и др.), фактически удвоился за прошедший год. Кроме того, сегодня 60% опрошенных стали фрилансерами по собственному желанию (по сравнению с 53% в 2014-м). Половина респондентов ни за какие деньги не откажутся от фриланса в пользу традиционной работы. По данным Freelancers Union, поколение «нулевых» больше склонно к новым методам работы: среди молодежи фрилансом занимается 38%, в то время как среди поколения «за тридцать пять» — лишь 32%.
Лучшие дни фриланса впереди
Повышенный интерес к фрилансу проявляют и работодатели. Фрилансеры ожидают, что с ростом спроса на их работу увеличится и их заработная плата. Причем, большая часть опрошенных уже зарабатывает лучше (60% респондентов), чем на прежней работе. При этом многие (78%) почувствовали разницу уже в первый год фриланса.
Но все-таки не обходится трудностей. Основные препятствия: отсутствие стабильного дохода и сложность поиска заказов, задержки в оплате, необходимость быть в курсе востребованных навыков, бумажная и административная волокита и т.д. Кроме того, в США, к примеру, фрилансеров волнует высокая стоимость медуслуг и необходимость накопления сбережений к выходу на пенсию. Но что упрощает жизнь фрилансеров, так это развитие Интернета и социальных сетей, помогающих находить заказы (это отмечают 73% респондентов). Тем не менее многие по-прежнему часто прибегают к «сарафанному радио» и личным контактам при поиске заказов.
И все же многие верят в то, что лучшие дни фриланса впереди (83% опрошенных) и его развитие положительно скажется на экономике страны (82%).
Фриланс в Европе: кто больше востребован?
По словам руководителя Freelancer.com в Испании и Латинской Америке Себастьяна Сиселеса (Sebastián Siseles), тенденции здесь не сильно отличаются от общемировых, хотя и нет точных цифр о количестве фрилансеров на Иберийском полуострове. Официальные цифры Министерства труда Испании дают лишь приблизительную картину. (Похожая ситуация и в России, где нет точных данных о количестве фрилансеров – прим. ред.). Так, в октябре 2014-го в Испании числилось 3119533 самостоятельно занятых лиц, из них приблизительно 2,04 млн не являются работодателями, их тоже относят к категории фрилансеров. По данным InfojbsFreelance, 56% всех заказов, выполняемых фрилансерами в Испании, прямо или косвенно связаны с цифровыми технологиями. Согласно тому же отчету, 65% крупных и 49% малых и средних предприятий планируют увеличить количество проектов, отдаваемых на выполнение независимым сотрудникам.
Во Франции, к примеру, с января 2015 года действует новое законодательство, обеспечивающее правовую базу для самостоятельных работников. В прессе его часто называют законом Пинель, в честь продвигавшего его министра по делам ремесел, торговли и туризма Сильвии Пинель.
Закон позволяет физическим лицам регистрировать собственные микропредприятия, работающие по упрощенной схеме оплаты налогов и бухгалтерской отчетности. Кроме того, налоги могут оплачиваться онлайн. Что касается правовой формы, то микропредприятие, определяющее налоговый статус, рассматривается как Entreprise Individuelle — физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя. (В случае превышения предусмотренных лимитов физлицу придется выбрать иную организационно-правовую форму предприятия). Во Франции также существует система portage salarial, когда самостоятельный работник заключает контракт со специальной компанией, выступающей в роли его работодателя и берущей на себя большую часть бюрократической волокиты. Фрилансер по-прежнему самостоятельно ищет клиентов и договаривается с ними, но оплата и налоги проходят через стороннюю компанию. Отчисления компании при этом составляют от 7% до 10%.