«Живую журналистику никогда не вытеснят роботы»
Российские СМИ рассказали о планах «Яндекса» по запуску в ноябре собственного информагентства. Создавать контент для него будут не журналисты, а специальные программы, точнее сказать, автоматические алгоритмы поисковой системы.
Эта новость растиражирована многими СМИ. Новостной ресурс «Яндекса» первоначально будет посвящен погоде и ситуации на дорогах, но со временем появятся и другие темы. Авторы проекта рассчитывают на внимание к контенту, создаваемому посредством автоматического мониторинга и анализа данных. Причем для СМИ информация, в том числе инфографика, будут бесплатны. Неслучайно и название проекта – «Яндекс для медиа».
Как сообщал SpbSJ.ru, в этом году руководство сайта Yahoo! Québec заменило 12 сотрудников на специальные программы, мгновенно выстраивающие заданные факты в нужной последовательности и выдающие готовый материал. Создать такие программы и следить за их работой оказалось выгоднее, чем платить журналистам.
Похожая технология, помогающая преобразовать данные в связный текст, продвигается компанией Narrative Science. Используют ее, в частности, в журнале Forbes. Как правило, с ее помощью создаются небольшие тексты – прогнозы стоимости акций компаний.
Associated Press использует спецалгоритмы для создания новостей на основе квартальных финотчётов. Программа позволила увеличить охват мониторинга с 300 до 4400 компаний.
Алёна Владимирская, представляющая кадровую компанию Pruffi заметила: «Все задачи по сбору и организации информации перейдут роботам: журналистика фактов и анализа в стиле Bloomberg будет полностью автоматизирована. Если стрингеры не придумают себе другое применение, через 10-15 лет им будет нечего есть...»
У подобных технологий немало последователей в мире. Правда, речь вовсе не идет о полном отказе от журналистов. Пресс-секретарь «Яндекса» Ася Мелкумова поспешила заверить представителей медиасообщества: «У нас нет цели создавать конкурента существующим информагентствам». И все же в интернет-пространстве началась активная дискуссия в защиту журналистов от роботов.
«Скорее, это простое собирание информации и ее трансляция. Настоящая журналистика – это человек во всех его ипостасях, с его психологией, необходимостью нравственного выбора, интеллектом. Это диалог с обществом, а он возможен только через личность журналиста, притом талантливого журналиста.
Андрей Константинов , гендиректор Агентства журналистских расследований:
«Я вообще не очень верю, что робот в состоянии делать нечто подобное — создавать новости. Это какие-то бредни. Программы могут что-то переводить с одного языка на другой, но все эти переводы всё равно нуждаются в человеческом редактировании, потому что бездушная машина может породить только бездушный продукт».
Похожих мнений придерживаются и другие журналисты.Виктор Николаев , член СЖ:
«Переводчиков пока не смогли заменить полностью. Думаю, и с журналистами так же будет».
Вероника Севостьянова , член СЖ:
«Достаточно посмотреть, как разные “гугли” переводы делают. Что уж про новые тексты говорить».