Мультимедийный журналист: модный тренд или необходимость?
Действительно ли средства массовой информации нуждаются в мультимедийных журналистах или подобные разговоры не более, чем модный тренд? Разобраться в этом попытались участники семинара в Профи-центре СЖ, послушав известных журналистов и получив ответы на вопросы об использовании новых технологий в СМИ.
Многие онлайновые СМИ не ограничиваются только публикацией текстовой информации и фотографий, а предоставляют своим пользователям доступ к видео, звуковым файлам, компьютерной графике и инфографике. РИА Новости, к примеру, позиционирует себя как мультимедийное Российское агентство, а газета Metro с недавних пор считает себя мультимедийным СМИ.
Универсальный журналист не может быть профессионалом во всех областях
Константин Шолмов, руководитель медиацентра РИА Новости в Петербурге, объяснил, почему СМИ не стоит упускать возможности, которые дает Интернет. Раньше считалось, что доверие к онлайновым ресурсам невелико, но постепенно картина меняется. Согласно данным исследовательского центра РИА Новости, степень доверия к телевидению снижается, а у интернет-ресурсов – растет. И самое главное, пользователи всё активнее следят за новостями в Интернете. За неполный год число потребителей новостей в сети увеличилось на 13 процентов (по прогнозу этот показатель по итогам 2013 года может вырасти на треть.) Подобная ситуация объясняется распространением мобильного интернета и увеличением количества пользователей всевозможных гаджетов. К концу 2013 года число обладателей смартфонов в стране может вырасти до 44 млн.
Несмотря на эту тенденцию, печатные СМИ полностью не исчезнут, успокаивают эксперты. Сегодня многие редакции смотрят на свои представительства в Сети не как на конкурирующие с традиционными медиа-ресурсы, а как на способ привлечения дополнительной аудитории (аудитории печатной газеты и её сайта, как правило, не пересекаются или пересекаются мало). Таким образом, можно говорить о появлении гибридных СМИ, совмещающих черты традиционного и нового медиа.
Все спикеры пытались ответить на вопрос: должен ли пишущий журналист владеть универсальными навыками, например, методами видео или фотосъемки? Как отметили эксперты, хорошо, если журналист в случае необходимости сможет сам сделать видеоролик и предоставить в редакцию снимки. Но вряд ли следует этого требовать от всех. Невозможно овладеть всеми навыками в совершенстве. Пишущие журналисты не смогут составить серьезную конкуренцию профессиональным фоторепортерам. Точно так же они не будут так же успешны в создании видеосюжетов, как телевизионщики.
Многое здесь зависит от выпускающих редакторов. Именно редактор должен чувствовать, что и когда уместно. Фоторепортеру в каких-то случаях несложно сделать одноминутный сюжет в стиле «no coments» или скомпоновать из серии снимков видеоиллюстрацию. А пишущих журналистов нередко подталкивают к участию в создании инфографики. Только вот они не всегда относятся к этому с пониманием.
Сегодня меняются не только СМИ, сами редакции, но и отношение к сотрудникам. Раньше журналисты нередко ставили себя выше выпускающего редактора. Как отметил Константин Шолмов, сегодня уже не поспоришь с важностью для сетевого издания выпускающего редактора – «это мозговой центр редакции», на выпускающих редакторах не приходится экономить. Похожая ситуация наблюдается в газете Metro-Петербург, где работают три веб-редактора.
Редакторам тоже приходится постоянно совершенствовать свои навыки – им необходимо понимать все тонкости seo-копирайтинга и seo-продвижения, так как в интернете используется своя подача материалов. Редакции переходят на более удобную и эффективную работу в режиме объединенного (интегрированного) ньюсрума (как например, РИФ Новости и Metro). Обозреватель, фотокорреспондент и преподаватель Михаил Макаренко подчеркнул: «Гражданские журналисты действуют оперативнее. Что делать журналистам? И выход был найден – в integrated newsroom…» ( См. видео )
СМИ не могут существовать по старой схеме
Перемены происходят в жизни СМИ постоянно. В газете Metro есть дизайнеры, но нет верстальщиков. Они просто не нужны при использовании современной технологии производства газеты – любой журналист самостоятельно ставит свой материал в полосу, при этом он видит, какой контент создают его коллеги не только в питерской редакции, но и по всему миру. В газете много переводных материалов, созданных в зарубежных редакциях Metro International, но переводчики оказались тоже не нужны: каждый журналист Metro владеет английским. Об этом рассказала старший редактор сайта metronews.ru в Петербурге Майя Колесникова. Казалось бы, одни и те же темы составляют основу и печатного, и сетевого издания Metro, но всегда учитывается, что у сайта и газеты разные аудитории и возможности. Например, в газетную полосу может пойти усеченная версия информации, так как к моменту выхода новость уже устаревает. Для редакции сегодня первично то, что публикуется на сайте (его трафик – более 2,1 млн посещений в месяц). Но и газета, и сайт совместно работают на привлечение аудитории к материалам Metro. И этот подход доказал свою состоятельность. В редакции довольны результатами использования эксклюзивного приложения MetroIN, меняющего способ чтения газеты за счет присоединения видео и аудио к печатному изданию. Газета, по сути, превратилась в мультимедийное СМИ.
Кандидат филологических наук, доцент кафедры публичной политики Высшей Школы Экономики Анна Потсар рассказала об особенностях текста в интернет-СМИ. Были рассмотрены различные типы сайтов и отличия в подаче информации. В московских интернет-СМИ ощущается большее проникновение технологий, чем, например, в петербургских. Сегодня для интернет-СМИ характерна «мозаичность жанров» журналистики. «Корреспонденцию в чистом виде вы не найдете нигде на сайте, впрочем, как и в газете», – сказала эксперт. «Хороший текст в Интернете имеет, как правило, четкую структуру и четкие формулировки». Сложность заключается в том, что очень трудно предугадать, куда пойдет читатель. В том же состоит проблема и для создателей видеоконтента для сайтов. Об этом говорил руководитель службы информации «100 ТВ» Андрей Радин, столкнувшийся с этой проблемой во время работы на Питер.ТВ (http://piter.tv/). На создание новостного видеосюжета может уйти масса времени, но заранее просчитать его успех у интернет-аудитории невозможно. Отсюда непредсказуемая динамика колебания трафика.
Однако пытаться просчитать запросы аудитории необходимо. Пользователи Сети хорошо читают эмоциональные тексты, содержащие иронию, сарказм. Заголовки должны быть максимально информационными и максимально понятными. Существует стереотип: в интернете не читают длинных текстов. Но Анна Потсар уверена, что интересные материалы большого объема тоже будут читать, и привела в пример толстый интеллектуальный интернет-журнал gefter.ru.
Андрей Радин считает, что создать в Сети полноценный аналог телевидения невозможно хотя бы потому, что традиционные телевизионные форматы «не работают» в интернете, здесь свои требования к хронометражу, другое поведение аудитории. Дешевое интернет-телевидение – это миф. «Газетчики считают, что мыльницей можно сделать приличное видео, а я как телевизионщик скажу, что ничего хорошего не получится. Такой картинки, как на телевидении, не будет». Проблема – не в уровне техники: дешевые в сравнении с телевизионными камерами фотодевайсы позволяют сделать приличное видео для интернета. Проблема сложнее. Поэтому гражданским журналистам лучше использовать платформу YouTube. При этом сайт для телевизионного канала, например, для того же «100ТВ» – большой помощник. «Новости притягивают к другим программам телеканала», сказал А. Радин.
О цифровой эпохе фотографии рассказал Михаил Макаренко. Главная проблема для СМИ и потребителей информации – проблема достоверности фотографий. Сегодня мы получаем информацию, включая фото, в режиме реального времени. В Интернете уже насчитывается более 250 млрд фотоснимков. Увеличивают пространство под хранение фотографий и популярные ресурсы. Так, бесплатный фотохостинг flickr предоставляет своим пользователем уже целый терабайт бесплатно.
Нужны удобные сайты и не менее удобные “админки”
Но для того, чтобы интернет-СМИ могли эффективно использовать современные возможности, нужны удобные сайты и не менее удобные админ-системы (CMS). И в этом состоит проблема, полагает директор петербургской веб-студии «Пароход» Сергей Парфенов: «Сайты СМИ самые посещаемые, но многие “движки” сайтов просто не соответствуют действительности, современным требованиям (см. презентацию).
Системы управления контентом не выдерживают больших нагрузок на сервер. Но самое главное, многие редакции не поспевают за изменениями в сфере создания сайтов. Веб-разработчики не заинтересованы в сотрудничестве со средствами массовой информации: СМИ не готовы серьезно вкладываться в веб-разработки. Очевидно, что успешных интернет-продуктов в петербургском сегменте Рунета не так много. То, что смогла позволить себе Фонтанка.ру, не в состоянии позволить небольшая «районка». И всё же следить за трендами на рынке нужно. О них подробно рассказал Сергей Парфенов (вы можете ознакомиться с его презентацией). «Малым СМИ» эксперт порекомендовал использовать готовые бесплатные решения, при их умелой настройке, можно добиться неплохих результатов. Журналистам онлайновых СМИ он посоветовал помнить о простом правиле: перед переносом текста на сайт очищать его от ненужных тегов, используя известную всем утилиту windows – «Блокнот». Это позволит облегчить страницу и будет иметь значение для поисковых систем.
Блоги и ноу-хау «Эхо Москвы»
Алла Максимова, продюсер, блоговый редактор, корреспондент echo.msk.ru (Радио «Эхо Москвы») показала, как может эффективно использоваться «админка», например, в организации блогов. Сайт «Эхо Москвы» – один из немногих сайтов радиостанций, который изначально разрабатывался не как зеркальное отображение радиоэфира, а как самостоятельное СМИ (сегодня у него более 400 тыс. уникальных посещений в день. Именно это, по мнению его создателей, позволило добиться успеха. Немало новаций, внедренных впоследствии в сайт, предложил сам главный редактор Алексей Венедиктов. Например, не так давно для удобства пользователей в видео на сайте появилась возможность размещения закладок, стало удобно переходить к разным смысловым частям программы. Похоже, мало кто из российских ресурсов использует это решение. Редакция постоянно находится в поиске. При этом реальная редакция не выглядит столь инновационно, как её представительство в Сети. Что касается блогов, далеко не все СМИ знают, что с ними делать. Алла Максимова рассказала об иерархии зарегистрированных пользователей сайта: модераторы, блогеры, анонимные пользователи... У редакции есть возможность оперативно получить экспертное мнение от зарегистрированных пользователей. Есть поиск, позволяющей по разным параметрам выбирать из базы данных нужных экспертов.
В заключение двухдневного семинара состоялся дискуссионный час с участием Елены Гусаренко, гендиректора агентства «БалтИнфо» (baltinfo.ru). Участники поделились мыслями о мультимедийных возможностях, задали свои вопросы и получили в подарок книгу «Ньюсономика. Двенадцать трендов, которые изменят новости» (РИА Новости, 2013) из серии «Медиа Будущего». В ней известный американский медиааналитик Кен Доктор (Ken Doctor) поделился соображениями о том, как работает медиаиндустрия в острой фазе экономического и трансформационного кризиса, когда старые традиции и бизнес-модели разрушены.