Петербург стремится стать интернет-столицей
Завершил работу двухдневный ежегодный Санкт-Петербургский интернет-форум, перенявший эстафету от московской конференции РИФ+КИБ. СПб-РИФ 2011 привлек к себе внимание участников со всей России и даже из стран СНГ.
Шестой форум во второй раз проходил в гостинице «Прибалтийская», в хорошо знакомом петербургским журналистам зале, ежегодно принимающем церемонию награждения «Золотое пера».
По данным оргкомитета, на СПб-РИФ 2011 зарегистрировалось более трех тысяч участников – специалистов интернет-компаний и тех, кто заинтересован в продвижении бизнеса в интернете. Не все приехали в Петербург, но благодаря прямой трансляции на сайте http://2011.spbrif.ru могли следить за основными событиями конференции.
СПб-РИФ 2011 работал в 25 секциях, на которых обсуждались вопросы, относящиеся к различным сегментам отрасли: от вэб-разработки и оптимизации до онлайновой аналитики и рекламы.
От имени городской администрации участников форума поприветствовал председатель Комитета по печати и взаимодействию со СМИ Александр Коренников, говоривший с аудиторией на языке цифр.
По степени проникновения интернета Санкт-Петербург уже обогнал Москву. Этот показатель достиг 69% (март 2011 г., ФОМ). При этом практически во всем Северо-Западном федеральном округе Интернет более распространен, чем в среднем по стране.
Организатор – Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) – считает проведение форума в северной столице очень важным. «Петербург активно стремится к званию Столицы 2.0, поскольку в Питере зародились и успешно развиваются многие интернет-проекты» – сказал директор РАЭК Сергей Плуготаренко.
Спикеры форума делились собственным опытом, креактивными решениями, приводили примеры удачных программных решений и только что созданных проектов.
Как обычно, активно обсуждался вопрос монетизации. Все хотят получать максимальную финансовую отдачу от своих ресурсов, поэтому выступающие много говорили о рекламе и способах заработка в интернете.
Особое внимание было уделено социальным сетям. Россия по их популярности – на первом месте в мире, опережая Германию и США. Российский пользователь в среднем проводит в социальных сетях 51 минуту в сутки (в два раза больше, чем, например, на порталах). Целая секция была посвящена взаимодействию социальных сетей и онлайновых СМИ. С докладами выступили представители успешных петербургских интернет-проектов.
По словам участницы из Москвы Екатерины Староверовой, агентство РИА Новости обратило серьезное внимание на социальные сети в 2010 году, обозначив свое присутствие сразу в нескольких известных проектах. Главный редактор «Делового Петербурга» Олег Третьяков заметил, что, несмотря на очевидную популярность соцсетей, многим представителям СМИ все еще приходится объяснять, в чем может быть их выгода.
Продвигая свои материалы, необходимо учитывать особенности аудитории сетей. Если «ВКонтакте» больше привлекает молодежь, то Facebook предпочитает более взрослая и серьезная аудитория. Это учитывают и «Фонтанка», и «РИА Новости». FB больше подойдет для привлечения внимания к серьезным статьям, его сервисы наиболее удобны для СМИ. А вот Твиттер, по мнению участников – просто раздолье для новостных СМИ, но вряд ли будет эффективен в продвижении видеоконтента.
Алексей Дементьев (Dp.ru) обратился к проблемам региональных интернет-проектов, которым трудно привлечь к себе внимание: в ТОПе «Яндекса» находится место лишь федеральным СМИ. Выход из ситуации, по его мнению, нужно искать в создании «новостных кооперативов» и в разработке новостных систем в социальных сетях.
«Если не можете зарабатывать на СМИ, не создавайте его, а сделайте сообщество», – дал совет Алексей Дементьев. Отвечая на вопрос о рекламных перспективах петербургских СМИ, он заявил, что создавать новые онлайн-СМИ в Петербурге не имеет смысла, ведь весь объем рекламы распределяется между сильными игроками – «Фонтанкой» и «Dp.ru». К такому совету, похоже, готовы прислушаться не все. Да и главный редактор «Фонтанки» Александр Горшков не был столь категоричен в оценках: «Я не исключал бы возможности появления нового СМИ. Определенно есть ниша для районных проектов». Он также не исключил того, что при определенном везении и немалых вложениях можно потеснить и «Фонтанку». По его мнению, это может быть интернет-СМИ, построенное на деятельности универсальных мультимедийных журналистов.
Многие СМИ активно интегрируются с социальными сетями. По реакции аудитории можно оценить эффективность работы редакции и отдельных журналистов. «Если у меня не будет 20 тысяч подписчиков на мои новости, нужно задуматься, своим ли делом я занимаюсь» – так объяснил важность мнений пользователей Олег Третьяков.
Егор Яковлев, представлявший на форуме проект «ВКурсе», дал рекомендации по использованию информации, полученной из социальных сетей. По его мнению, очень часто непроверенная информация, распространяется по Сети как вирус. Причем зачастую попадают впросак и СМИ. «Журналистам нужно первыми развенчивать негативную и провокационную информацию». Ведь в ином случае возникает опасность серьезных последствий.
Много на конференции говорили о стремительном распространении мобильного интернета – не случайно на рынке сегодня востребованы разработчики мобильных приложений. Зайдя на сайты многих российских СМИ, можно встретить мобильные приложения. Александр Горшков поделился новостью: у «Фонтанки» на следующей неделе появится iPhone-версия, а после этого и ipod-версия. Таким образом, интернет-газета сможет расширить аудиторию и больше заработать на рекламе.
Помимо 25 секций, на СПб-РИФ 2011 работала выставка, на которой были представлены ведущие компании интернет-отрасли. Участники получили бесплатные экземпляры отраслевых журналов «Интернет в цифрах», «Доменные имена», «Практика интернет-маркетинга» и др.
Главный позитивный прогноз, прозвучавший на встрече, выглядел так: российская аудитория интернета растет, и к концу 2014 года, по некоторым оценкам, достигнет 80 миллионов человек. Как считают специалисты, вырастет и количество предлагаемых в Сети разнообразных и полезных для пользователей ресурсов и услуг.