Как ходят ангелы
Каким образом выпускник Военмеха стал режиссером, снимавшим самых известных советских артистов? Почему был снят фильм "Эзоп"? Что сказал Фридрих Дюрренматт о сделанной по его пьесе картине "Физики"? Обо всем этом, и даже о том, как ходят ангелы, рассказал на творческой встрече в Доме журналиста, посвященной своему юбилею и 50-летию со дня прихода на Ленинградское телевидение, режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Олег Рябоконь.
Первое высшее образование Олег Всеволодович Рябоконь получил в вузе не творческом. Но в серьезном и сугубо техническом институте, где Олег Рябоконь учился конструировать летательные аппараты, была очень активная и творческая студенческая самодеятельность. Военмех был одним из лидеров студенческого театрально-капустного движения Ленинграда, а студент Олег Рябоконь – его активным участником. И на Первом всесоюзном фестивале студенческих театров, председателем жюри которого был сам Аркадий Райкин, стал одним из победителей.
– Это был замечательный момент в жизни, – вспоминает Олег Всеволодович. – Наш студенческий театр Военмеха стал одним из лауреатов этого фестиваля, а я и еще один артист из Киева получили лестное звание лучшего актера Первого всесоюзного фестиваля студенческих театров. Аркадий Исаакович вручил награду лично – забыть не могу! Кстати говоря, уже где-то в 80-х я был в Алма-Ате на кинофестивале телевизионных фильмов. И там же гастролировал Театр миниатюр Аркадия Райкина. Он работал в одном спектакле со своим сыном. После спектакля я пришел за кулисы и сказал Косте, что давно мечтаю хоть секунду с Аркадием Исааковичем поговорить, потому что считаю его своим крестным отцом на сцене. И Костя, слава богу, сказал: "Давайте-давайте, папа будет очень рад". Это были просто золотые минуты.
После выпуска из Военмеха в 1961 году Олег Всеволодович работал инженером-конструктором, но продолжал активно участвовать в жизни своего студенческого театра. И когда спустя пять лет встал вопрос выбора, Олег Рябоконь выбрал театр. Вместо того чтобы засесть за кандидатскую диссертацию по профессии, ушел из нее в Театральный институт. И в 1969 году начал работать на Ленинградском телевидении.
– Я ни на секунду не жалею о том, что я закончил Военмех, – признается Олег Всеволодович. – Это образование позволило мне быть человеком, которому нельзя в таком техническом плане какую-нибудь лапшу повесить на уши. Для режиссера вообще очень важно иметь фундаментальное образование. У режиссера много ипостасей, есть и техническая сторона дела. Строительство декораций, съемочная техника и многое другое необходимо знать и держать в голове. Как говорил мой учитель по режиссуре: "Режиссер должен уметь все". Если вас артист спросит: "Я вот тут играю четвертого ангела в такой-то пьесе. Как ангелы ходят?" – режиссер должен тут же (задумаешься – потеряешь авторитет) показать: "А вы что, не знаете, как они ходят? Вот так, и на каждый пятый шаг приседают".
За годы работы на Ленинградском телевидении Олег Рябоконь снял десятки художественных и документальных фильмов, ставших известными на всю страну. А с какими актерами он работал! Александр Калягин, Армен Джигарханян, Сергей Юрский, Вениамин Смехов, Валентин Гафт… Этот список можно продолжать и продолжать. Отвечая на вопрос ведущей вечера, арт-директора Дома журналиста Ирины Ивановой: "Как удавалось привлекать такие звездные составы в свои фильмы?" – Олег Всеволодович улыбается:
– Вы знаете, здесь секрет прост. Я тогда не был так стар, как сейчас, и был очень наглый. Я звонил в Москву (телефон достать не сложно) и говорил: "Здравствуйте, вы меня совсем не знаете, моя такая-то фамилия (не очень часто встречающаяся в титрах на тот момент). Я хочу снять такой-то фильм. Я готов к вам приехать и объяснить, почему именно вас вижу в этой роли. Если я вас смогу убедить, будем работать".
Таким же методом Олег Всеволодович привлек на главную роль в один из самых своих известных фильмов "Эзоп" Александра Калягина. Как оказалось, эта картина появилась на свет волей случая. На самом деле на студии собирались снимать "Прекрасную Елену".
– Тогда было плановое хозяйство, в Москве поквартально согласовывали, что будет снимать каждая студия. У нас в плане стояла "Прекрасная Елена" Оффенбаха. Мы уже начали готовить декорации, мебель, и тут вдруг из Москвы приходит сообщение, что в Московском театре оперетты будут снимать бенефис оперной певицы Писаренко, а она будет Еленой. "Нам две Елены не нужно". – А у нас уже деньги затрачены, и чтоб это не пропало, я предложил взять что-нибудь греческое, например, Эзопа. Мне сказали: "Ну, давайте Эзопа". Такой почти комический, случайный повод у съемок этой картины.
В этом фильме требовалась большая массовка для съемок сцен на греческом рынке. Олег Всеволодович рассказывает, что к этим съемкам привлекал и студентов, и сотрудников Лентелефильма. Снял в массовке и свою дочь, которая выбрала карьеру не артистическую, а журналистскую. Наталья Родоманова, сейчас являющаяся членом Правления Союза журналистов СПб и ЛО, с юмором вспоминает эту историю: "1982 год, я была совсем юной девушкой, училась на 2 курсе факультета журналистики. Папа меня пригласил в массовку, нас загримировали, все сели в автобус и поехали на съемочную площадку, где провели весь день. Но папа, следуя главному принципу искусства: чтобы создать Галатею, ты должен, как Пигмалион, отсечь все лишнее, – совершенно безжалостно удалил меня из этого фильма. Но у меня остались замечательные воспоминания о разных забавных ситуациях на съемочной площадке".
Для показа на творческом вечере юбиляр выбрал фильм не столь известный, как "Эзоп" или "Али-Баба", не самый простой для восприятия, но очень дорогой его сердцу. Философский фильм "Физики", снятый по пьесе Фридриха Дюрренматта, тоже может похвастаться удивительно звездным составом: Леонид Броневой, Борис Плотников, Армен Джигарханян, Ольга Волкова. Но самым уникальным "актером" в нем стал сам Фридрих Дюрренматт, которого режиссер убедил записать вступительное слово к картине.
– Когда картина приобрела зримые черты, мне показалось, что фильм получается, и я решил показать его Дюрренматту. Отважился на звонок ему домой (телефон помог достать один знакомый с Ленфильма). Я по-немецки знаю только "хенде хох", поэтому вызвал переводчицу из Интуриста, и мы ему позвонили. Причем в обстановке полной секретности, потому что руководство очень не хотело никаких затяжек в окончании работы над фильмом. Когда он снял трубку, переводчица ему сказала (я ей текст на бумажке написал, а она его озвучила на немецком): "Я вам звоню по просьбе неизвестного вам ленинградского режиссера Рябоконя. Он снял картину по вашей пьесе "Физики" и очень хочет ее вам показать. Если вам понравится картина, если она не расходится с вашим замыслом авторским, то режиссер очень бы хотел снять вас и добавить кадры с вашим вступительным словом в эту картину. А если нет, то нет".
Автор пьесы согласился на встречу, и режиссер поехал в Швейцарию. Олег Всеволодович вспоминает все треволнения, которые пришлось пережить, чтобы воплотить свой замысел о включении в картину слов автора пьесы.
– Мы сделали запрос по международной линии в Гостелерадио. Сначала вроде одобрили, а потом сказали: "Нет средств". Я поехал в Москву, пришел к заместителю председателя Гостелерадио и представился: "Я тот, чей фильм "Али-Баба" вы положили на полку". И начал ему рассказывать, что классик европейской драматургии согласился посмотреть мою картину… В общем, опять же благодаря своей наглости и настырности добился. Мы поехали, и я очень боялся, что пленку с фильмом размагнитят или засветят. И когда, уже у Дюрренматта, видеокассету включили, мы увидели только полосы, и никакого звука. У меня все органы жизни отпали: "Все размагнитилось". Но Дюрренматт что-то пробубнил по-немецки, куда-то сходил, и все заработало. Оказывается, накануне была гроза, и они что-то у себя отключали.
Переводить фильм драматургу приехал атташе по культуре из Берна, но Дюрренматт отмахнулся: "Мои тексты мне переводить не надо". Как вспоминает Олег Рябоконь, три четверти фильма он провел в огромном напряжении, автор пьесы смотрел в экран молча, с каменным лицом.
– Вдруг он встает и выключает телевизор. Я думаю: "Крах! Крах!" А он говорит: "Начинает темнеть, а вы меня хотели снять при естественном свете. Снимайте, а потом досмотрим". Это была виктория! Позже мы удостоились бутылки вина, которую принес слуга из каких-то подвалов. Дюрренматт сказал, что очень удивлен тому, как мне удалось проникнуть в его мысли. И ему очень понравилось, как играли артисты. Когда он досматривал фильм, то, показывая на Плотникова, восклицал: "Достоевский! Достоевский!" На прощание он сделал надпись на сценарии (я его храню как раритет): "Мои дорогие артисты! Все то, что будет говорить ваш режиссер Олег Рябоконь о моих впечатлениях от вашей работы, является истинной правдой. Любящий вас Фридрих Дюрренматт".
Наталья Родоманова: "Мне кажется, что фильм "Физики" несколько обошла известность. Его меньше других фильмов показывали на ТВ. Но в нем такое совмещение жанров – это и драма, и комедия одновременно. У него такой глубокий философский смысл. Эта картина, мне кажется, очень актуальной. Тема ответственности науки, ответственности самих людей, стоящих перед возможностью овладеть силами, которые можно употребить как на созидание, так и на разрушение, – актуальна сейчас как никогда".
Ирина Иванова: "Творческую встречу мы назвали "Дом разума". Дом разума – это образ Фридриха Дюрренматта из предисловия к кинофильму "Физики". И фильм, и беседа с таким человеком как Олег Всеволодович, думаю, всех участников встречи заставили задуматься о чем-то важном".
Фото: Александр Голуб
Благодаря тому, что Гостелерадиофонд открыл свои архивы, мы можем предложить читателям, так же как и участникам прошедшей 30 сентября творческой встречи, посмотреть фильм "Физики" режиссера Олега Рябоконя.