Российские и польские журналисты наводят мосты
Петербургские журналисты приняли участие в ответной международной конференции «Диалог журналистов: наведение мостов». Журналистский диалог подразумевает обмен идеями, установление профессиональных контактов между журналистами и СМИ обеих стран. Стартовал проект еще в конце 2015 года в Петербурге, где мы принимали у себя польских коллег. Скорее всего, этот форум будет проводиться ежегодно все так же при участии Союза журналистов Польши, петербургского СЖ и Польского института в Санкт-Петербурге.
Варшавская конференция проходила в уже привычном формате: дискуссии шли в нескольких секциях, в каждой из них участвовали как российские, так и польские спикеры, что позволяло понять, каково отношение к той или иной проблеме в обеих странах. С 28 сентября по 2 октября в польской столице петербургским журналистам предложили насыщенную культурную программу – экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством Шопена, Старому городу, в Музей Варшавского восстания и Национальный музей, по парку Королевские Лазенки. Увлекательные истории и прогулки с замечательным экскурсоводом Ирэной Сухмель незабываемы.
Но вернемся к деловой программе форума. Открыли конференцию председатель Союза польских журналистов Кшиштоф Скровроньски и директор Польского института в Петербурге Наталья Брыжко-Запур. «Важно, чтобы мы лучше узнавали друг друга, увидели истинный образ обеих стран. Наша цель – способствовать построению тесных связей между Польшей и Россией», – сказал Кшиштоф Скровроньски. Наталья Брыжко-Запур заметила, что у нас много общих тем и медиа немало пишут об этом, но сами журналисты испытывают недостаток контактов. «Встречи должны стать регулярными», – считает глава Польского института в Петербурге.
Журналисты вспоминали и о своих собственных российско-польских корнях. В чьем-то роду прослеживается петербургский след, как у Кшиштофа Скровроньски, а у кого-то – польские корни, как у петербуржца Петра Годлевского, чей дед когда-то был варшавянином. На встрече присутствовали двое Годлевских – Петр из России и Анджей из Польши. Они не родственники – однофамильцы.
Для достижения главной цели форума «Наведение мостов» в Варшаве учрежден фонд имени Герцена. На его презентации председатель фонда историк Роберт Чижевски назвал Герцена наиболее значительной исторической фигурой для обеих стран и сравнил его «с яркой кометой, появившейся в небе XIX века». «Герценовского пера власти боялись, и это значило многое». Учрежденный фонд объявил конкурс для журналистов обеих стран. Материалы, представляемые на конкурс, должны быть опубликованы до конца ноября и отражать темы российско-польских связей (социальные проблемы, культура, судьбы людей, политика и общество). Известно, что в жюри войдут руководители двух Союзов журналистов.
Социологические данные, приведенные координатором Фонда Доротой Зелиньска, говорят, увы, о стереотипном взгляде на отношения между польским и российским народами. По мнению петербуржцев, этот стереотип формируется не без участия журналистов, возможно, и преуспели в этом СМИ двух стран. Журналисты должны чувствовать свою ответственность и серьезнее относиться к данным всевозможных соцопросов. «Что объединяет поляков и русских, а что разделяет?» – так была озаглавлена одна из дискуссий. Многие участники высказали мнение о том, что, несмотря на существующий негативный событийный ряд в истории наших стран, нас, по сути, ничто не разъединяет. «Общая наша история никуда не денется», – подчеркнула директор ИА «Росбалт» Лариса Афонина. Польский тележурналист Мария Пшеломец, специализирующаяся на проблемах Восточной Европы, считает, что поляков и россиян, пожалуй, разделяет разное отношение к истории. Однако все время смотреть в прошлое не продуктивно. «Нам нужно смотреть в будущее», – считает одна из молодых участниц конференции Мария Макарова (eastbook.ru). И лучше, по ее мнению, доверить это молодежи. Мария также заметила: «Подчас, читая российские СМИ, мы ничего не видим, кроме позиции Кремля». Увы, мнения россиян сильно подвержены влиянию официальной пропаганды, однако ее действие на умы граждан все же недолговечно. Такое мнение прозвучало на встрече. Это отлично показывает пример с Грузией. Как только пропаганда сошла на нет, тут же Рунет стал наводняться позитивными историями и откликами российских туристов от посещения этой страны. «Посмотрите, сегодня весь Фейсбук просто наводнен фотографиями Тбилиси!» – обратил внимание на эту тенденцию главный редактор петербургского журнала «Город 812» Сергей Балуев. «Если мы посмотрим на поисковые запросы “Яндекса”, то непременно увидим – у обычных российских граждан нет отрицательного отношения к Польше», – добавил он. Анджей Ломановский из газеты «Речьпосполита» и вовсе полагает, что польское общество никак не подвержено влиянию пропаганды. Но стоит признать – воздействие электронных средств массовой информации на умы телезрителей по всему миру по-прежнему весомо даже в эпоху Интернета. И все же многочисленные опросы, проводимые в разных странах, показывают, что у граждан существует недоверие к современным медиа.
Участники конференции обсудили еще несколько тем – проблему гибридных войн, как независимые СМИ выполняют функцию общественного контроля, о действенности публикаций и уходящем в прошлое понятии «четвертая власть», о поисках экономической независимости СМИ.
И в Польше, и в России действенность СМИ чаще проявляется на местном – региональном уровне (журналисты привели множество примеров, когда СМИ повлияли на общественное мнение и вынудили власти принять решения в пользу общества). Совсем безрадостно ситуация выглядит в общенациональном масштабе при решении более глобальных проблем. Однако наши польские коллеги убеждены, что в Польше есть гражданское общество, и поэтому журналистам легче добиваться эффективности в своей работе.
Современным медиа все сложнее сохранять свою независимость, в том числе экономическую. Поэтому, наверное, сегодня не найдется такой редакции, где бы не задумывались об оптимизации расходов, о поиске новых путей монетизации, использовании наитивной рекламы и создании специальных проектов. К сожалению, ставка на онлайновую рекламу пока себя не оправдала (происходит падение доходов на рынке онлайновой рекламы), считает главный редактор «Делового Петербурга» Максим Васюков. При этом, как ни странно, растет доля рекламы в печатных СМИ. «Мы просто слезы зарабатываем в социальных сетях», – посетовал редактор деловой газеты. На рынке онлайновой рекламы действует очень много посредников, отбирающих доходы у медиа, то есть продавать рекламу приходится, прибегая к услугам всевозможных рекламных агентств, а содержать собственный крупный рекламный отдел попросту накладно. СМИ живут на довольно-таки скудный паек. Независимым СМИ в Петербурге, как заметила Лариса Афонина, трудно рассчитывать на гранты СМИ и субсидии из городского бюджета, которые так выручали в прошлые годы. Снижается объем таких ассигнований. Петербургским журналистам наглядно продемонстрировали пример эффективного выживания СМИ при посещении редакции известной газеты «Речьпосполита», где наряду с общественно-политическим изданием существует целая линейка всевозможных изданий.
В завершение конференции участники подвели итоги и обсудили варианты дальнейшего сотрудничества. ИА «Росбалт», к примеру, готов обмениваться материалами с редакциями польских СМИ, например, в области культуры, ведь не только одной политикой жив человек. Петербургский Союз журналистов готов продолжать сотрудничество с коллегами из Союза польских журналистов и поддерживает идею о третьей подобной конференции. Возможно, польские коллеги примут участие в программе, адресованной молодым журналистам двух стран. Обо всем этом мы будем рассказывать на нашем сайте.