Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя
Не секрет, что выпускникам факультетов журналистики трудоустроиться сегодня не очень просто. При этом зачастую СМИ берут на работу людей, не имеющих соответствующегодиплома. Причин, по которым так происходит, много. Своим мнением на этот счет с SPbSJ.ru поделился продюсер телеканала 78 Сергей Иванов.
"Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя." – этот афоризм Козьмы Пруткова, мне кажется, точнее точного отражает главную причину. Работа в современной редакции любого новостного издания требует больше, чем может дать специалист, выпускник соответствующего факультета: необходимо быть либо многоножкой, либо осьминогом, решая на высокой скорости сразу множество разных задач. Стремительное развитие небольших интернет-СМИ, телеграм-каналов и социальных сетей вынуждает редакции крупных изданий пускаться в настоящую гонку за информацией. Некогда писать интересные тексты, умело играть словом и так далее. В век информационных технологий, когда у каждого есть мобильный телефон с камерой и интернетом, большую часть того, что можно было бы написать, расскажет видео, снятое очевидцем.
Для новостных редакций, конечно же, огромное значение имеют источники оперативной информации. Их поиском занимаются продюсеры, но ни один институт не может выпустить дипломированного продюсера, отвечающего требованиям работодателя.
Требования любой новостной редакции – скорость получения информации, ее достоверность и как можно большее количество подробностей. Новостей, безусловно, много, но происшествия и криминал это то, ради чего редакция готова брать в штат скорее не выпускника журфака, а бывшего сотрудника милиции или иной правоохранительной структуры. Человеку, не имеющему отношения к правоохранительным органам, гораздо труднее будет войти в доверие и получать информацию из конфиденциальных источников. Необходимо быть "своим".
Новостные сообщества в социальных сетях и телеграм-каналы сегодня работают уверенно на опережение. Фотографии, видео и информация о том или ином событии, как правило, появляются у них раньше, чем ее успевают отработать редакции официальных СМИ. Это тоже снижает востребованность специалистов, так как ведение сообществ в социальных сетях не требует какой-то специальной подготовки, никем не оплачивается и делается на простом энтузиазме воодушевленных граждан. Нельзя прийти к администратору группы или автору телеграм-канала с заявлением о трудоустройстве. Люди, которые ведут подобные проекты, сами, как правило, ищут какого-то роста или перспектив развития. Возможно, конечно, какие-то популярные сообщества и смогут в скором времени зарегистрироваться как СМИ, но вряд ли они будут иметь должное финансирование и объявлять о свободных вакансиях.
Какой-либо официальной государственной политики в области СМИ в России нет. Нет и отрасли промышленности, если, конечно, результат журналистского труда можно назвать своего рода продуктом производства. Хорошо это или плохо, сказать однозначно нельзя. С одной стороны, журналистика может быть объективна и независима, с другой стороны – нет госзаказа на дипломированных специалистов, которые могли бы трудиться в своей сфере и профессионально освещать необходимые заказчику темы. Найдут ли выпускники факультетов журналистики работу по специальности после окончания института, это большой вопрос. Конечно же, во многих предприятиях и разного рода компаниях есть пресс-службы, но нет посредника, ответственного за трудоустройство в лице государства.