Владимир Вяткин: «Самое интересное в фотожурналистике – это съемка серий»
В рамках Недели фотографии фотожурналист агентства «РИА Новости» и преподаватель факультета журналистики МГУ Владимир Вяткин провел в Петербурге открытый мастер-класс для тех, кого привлекает работа над сериями.
Прославленный мастер фотографии снимал в горячих точках по всему миру, делал фоторепортажи со спортивных арен и театральных подмостков. На счету известного фотографа более двух сотен профессиональных наград, включая самые престижные премии – World Press Photo (шесть наград) и «Золотой глаз» (СЖР, Россия).
Владимир Юрьевич Вяткин постоянно проводит лекции и семинары для фотографов. Посетить его открытый семинар – это всегда большая удача.
Учитесь 24 часа в сутки!
«Я занимаюсь фотографией с 1968 года. В юности занимался музыкой, спортом и живописью. Но стал фотографом, о чем не жалею», – признался фотограф.
У Вяткина было много учителей, и он считает, что с ними ему повезло.
– Фотографии вас никто не научит. Я абсолютно ответственно вам это говорю. Никто. Научиться вы можете сами – либо научиться, либо, что скорее, не научиться.
Любить фотографию, говорить на языке фотографии, на философском языке фотографии лично я могу. Максимишин может, Маркин может, у вас есть профессор Никитин (Владимир Никитин – кандидат исторических наук, доцент кафедры медиадизайна и информационных технологий СПбГУ – прим. SpbSJ.ru).
Учитесь снимать! Учителей должно быть много. У каждого из них вы должны взять что-то свое. Учиться у одного очень опасно.
Если вы желаете чего-то добиться, этому надо учиться 24 часа в сутки. Не думайте, что если я веду занятия в Школе телевидения, в Школе дизайна, в Московском университете, то сам не учусь. Зарабатывая деньги на преподавании, я еду учиться, но не у фотографов. Я езжу на мастер-классы Анджея Вайды, Клода Лелуша, Кшиштофа Пендерецкого. Важно понять и вникнуть в психологию, аналитическое мышление композитора, писателя, поэта, понять их суть. Знать законы этого мышления, знать технологию.
Лучший учебник – «Цена искусства»
– Прочтите книгу «Цена искусства» Жюдит Бенаму-Юэ, – такой совет дал лектор. – Она описывает всю технологию – как из ничего делаются шедевры. Лежа со вторым инсультом, я эту книгу шесть раз прочитал.
Меня больше всего волнует, что такое фотографический стиль, фотографическая стилистика. От этого очень многое зависит лично для меня. Для меня высочайший класс фотожурналистики – когда человек, который владеет множеством стилистических приемов. В зависимости от темы он подбирает ту или иную стилистику.
Самое интересное – фотоистории
Фотографу Вяткину со временем стало интересно снимать не отдельные снимки, а фотосерии и фотоочерки. По его мнению, к лучшей своей фотоистории можно готовиться десяток лет, а можно – всю жизнь, однако, одну из самых драматичных фотоисторий «Несчастливая лошадка» автор снял за семь секунд.
– Фотоистория – это расследование, исследование, психологическое, политическое, социологическое. Всякая история с чего-то начинается и чем-то заканчивается – это правила жанра. Она может быть выражена как некая зарисовка, серия, эссе... Эссе – это размышление, внутренняя психология и философия. Я, в общем-то, не умею снимать эссе. Умею снимать очерк, серии, репортажи…
Выигрывает тема! Не думайте, что World Press Photo – это кто лучше снимает. Это конкурс информационных брендов изданий, их ресурсов – административных, авторитарных… Любой из вас, кому бы заказал журнал «Times» снять несчастную безносую даму, был бы лауреатом этого мирового конкурса.
Мировые конкурсы – это не состязание, кто лучше умеет снимать: вы докажите друг другу, что умеете думать, говорить на языке фотографии и философствовать на этом языке, предвидеть события. Надо знать, что снимать, понимать, как снимать, какими средствами выразительности, снимать тему, и тему надо пережить.
Сорок процентов событийно-смысловой визуальной хроники происходит не перед вами: важна психология оценки изобразительного пространства через призму авторского мышления.
Я посмотрел фотосерии и фотоистории зарубежных коллег: это документальная фиксация, фактология, набор отлично сделанных снимков. Нет развития тем, нет исследования. Всякое исследование – это сравнительный анализ. Мой вам совет – не жалейте несделанную серию, рвите снимки, уничтожайте, переснимайте.
Важен образ, а не документальная фиксация. Многие едут в Сирию, Ливию, Турцию, Египет… в Грецию. Там всё валяется под ногами. Там не надо думать, а просто – фиксируй. Они снимают здорово, просто фантастически. Но это набор фотографий, нет образов. В отдельности снимки могут быть великолепны, но вместе – мусорная куча, а это значит, что задача не выполнена. Всегда помните, что важны символы, знаки, метафора.
Фотоконкурсы профессионалам нужны
Обладатель большого количества фотонаград советует фотографам участвовать в конкурсах. Хоть и считает, что от поражения никто не застрахован. Были они и у него. Но участие в конкурсах позволяет осознать, на каком уровне находится фотограф. Попадание в шорт-лист является не менее важным, чем победа. В работе фоторепортера важно осознание себя в сообществе, и важно признанное движение и совершенствование своего мастерства. О конкурсах, пожалуй, он знает всё, и к его совету стоит прислушаться.
Анна Чижик